Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Должикова С.С.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Настепанине В.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению АВВ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о досрочном назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда города Орла от 21 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования АВВ к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.
Признать за АВВ право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить АВВ выплату пенсии с "дата".
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области в пользу АВВ государственную пошлину в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области - КНЛ поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца АВВ, полагавшего, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
АВВ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о досрочном назначении пенсии.
В обоснование иска указывал, что "дата" он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Однако в этом ему было отказано, поскольку его проживание в населенном пункте Стрелецкий Орловского района Орловской области, который отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, не подтверждается данными о его регистрации.
Кроме того указывал, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" он имеет право на назначение трудовой пенсии по старости по достижению 55 лет в связи с наличием необходимого стажа работ с тяжелыми условиями труда.
Полагал, что данный отказ является незаконным, поскольку фактически в п. Стрелецкий Орловского района Орловской области он проживает с 2005 года по настоящее время.
С учетом уточнения исковых требований просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на два года.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле Орловском районе Орловской области иск не признал.
Судом постановленоуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.
Ссылается на отсутствие у АВВ регистрации по месту жительства в период с 2005 года по настоящий момент, то есть документального подтверждения постоянного проживания АВВ в указанный период на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, а, следовательно, на отсутствие у него права на досрочное пенсионное обеспечение со снижением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
Кроме того считает, что не имеется оснований для назначения истцу досрочной пенсии до вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Статьей 34 данного закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582, применявшемуся до 21 октября 2015 года и Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденого постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 п. Стрелецкий Орловского района Орловской области отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как усматривается из материалов дела, "дата" АВВ исполнилось 53 года (л.д. 12). По достижению указанного возраста, "дата" он обратился в ГУ УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области за досрочным назначением пенсии, в назначении которой ему было отказано.
Отказ в назначении пенсии АВВ мотивирован тем, что отсутствует документальное подтверждение его проживания или работы на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 2005 года, при этом стаж работы истца на работах с тяжелыми условиями труда дает АВВ право на назначение трудовой пенсии по старости по достижению им возраста 55 лет (л.д. 9-11).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 27) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Судом первой инстанции установлено, что АВВ в период с 2005 года постоянно проживает в п. Стрелецкий Орловского района Орловской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности: свидетельством о расторжении брака между АВВ и АЛА, согласно которому брак прекращен "дата" (л.д. 66); свидетельством о рождении сына истца - АИВ, местом рождения которого указан п. Стрелецкий Орловского района Орловской области (л.д. 21); заявлениями матери сына истца - РЕН на имя ректора Орловского государственного аграрного университета (далее по тексту - ОГАУ) о предоставлении комнаты в общежитии и необходимости временной регистрации ее и сына в общежитии, расположенном в п. Стрелецкий (л.д. 84, 85); справкой проректора ОГАУ, согласно которой в комнате N общежития N, расположенном в п. Стрелецкий проживают истец АВВ, его сын и РЕН, плата за общежитие производится ежемесячно с 2005 по 2009 год (л.д. 20); журналом учета прививок по Стрелецкой амбулатории за период 2003, книгой записей вызовов врачей на дом за 2015 год, журналом учета детей до 17 лет, где также отображено место жительства сына истца - п. Стрелецкий (л.д. 40-41; 42-45, 46-47); личной карточкой обучающегося в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N города Орла" АИВ, где отображено его обучение до поступления в 1 класс в п. Стрелецкий (л.д. 88-89); справкой БУЗ Орловской области "Плещеевская центральная районная больница" N от "дата", из которой следует, что вызовы врача для осуществления медицинской помощи сыну истца осуществляется в п. Стрелецкий Орловского района Орловской области (л.д. 39); справкой N от "дата" МБОУ "Стрелецкая средняя общеобразовательная школа", в которой указано, что сын истца в период с "дата" по "дата" посещал отделение по дошкольному образованию указанного учреждения, расположенное в п. Стрелецкий Орловского района Орловской области, из школы его забирали родители, проживающие также в указанном населённом пункте (л.д. 19).
Факт постоянного проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорный период также подтверждается показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ЖГД, МВИ, РЕН
Оценив имеющиеся в деле доказательства, в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что АВВ в период с 2005 года по дату обращения в пенсионный орган проживал в п. Стрелецкий Орловского района Орловской области, отнесённого к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Установив, что в спорный период, а именно с 2005 года по дату обращения в пенсионный орган АВВ проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд пришел к правильному выводу о том, что у истца на момент обращения в пенсионный орган возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с положениями статьи 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
При таких обстоятельствах, с учетом права истца на льготную пенсию в связи с тяжелыми условиями труда, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на ответчика обязанность назначить АВВ досрочную пенсию с "дата", то есть с момента обращения в пенсионный орган.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца и обязал ответчика назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган, до вступления решения суда в законную силу, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного решения.
Предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания отмены либо изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.