судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Киселевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску Савкиной А.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционным жалобам Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) и Савкиной А.И. на решение Заводского районного суда г. Орла от 28 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Савкиной А.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области включить период работы Савкиной А.И. с 18.03.1991 года по 03.12.1992 года в должности медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения Отделенческой больницы на станции Орел Московской железной дороги в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, то есть год работы за год и шесть месяцев работы, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части заявленного иска Савкиной А.И. - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Савкиной А.И. судебные расходы в сумме 300 руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., выслушав объяснения представителя истца Савкиной А.И. - ФИО7 и представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ФИО8, поддержавших доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Савкина А.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ
в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
Свои требования мотивировала тем, что имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, в ноябре 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако ей было в этом отказано ввиду отсутствия у нее необходимого стажа.
Полагала, что пенсионный орган ошибочно засчитал в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком с 18.03.1991 по 03.12.1992 в календарном порядке, поскольку указанные отпуска предоставлялись ей в период работы медицинской сестрой в акушерско-гинекологическом отделении Отделенческой больницы на станции Орел Московской железной дороги, который включен ответчиком в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении.
Кроме того, ответчик необоснованно не включил в льготный стаж период ее работы в должности медицинской сестры комнаты матери и ребенка вокзала ст. Орел с 01.11.1999 по 28.02.2005, так как в данный период она работала в лечебном учреждении, а именно в структурном подразделении Отделенческой больницы на станции "Орел" Московской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации, в апреле 2004 года проходила курсы повышения квалификации по специальности "сестринское дело в педиатрии".
По изложенным основаниям, с учетом уточнения в судебном заседании заявленных требований, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить в специальный стаж период работы с 18.03.1991 по 03.12.1991 в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, а также период работы с 01.11.1999 по 28.02.2005 в календарном исчислении, назначить ей досрочную пенсию по старости с 30.11.2015, то есть с даты первоначального обращения в пенсионный орган.
Представитель ответчика ФИО9 возражала против удовлетворения иска.
Судом постановленообжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального права.
Ссылается на то, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, так как действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения Савкиной А.И. на больничном по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении.
Указывает на неправомерность применения судом льготного порядка исчисления стажа за период работы истца с 18.03.1991 по 03.12.1992, поскольку в указанный период Савкина А.И. находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, а, следовательно, не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В апелляционной жалобе Савкина А.И. также ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении ее иска о включении в специальный стаж для назначения пенсии периода работы в должности медсестры комнаты матери и ребенка с 01.11.1999 по 28.02.2005.
Полагает, суд не принял во внимание, что в указанный период она согласно должностной инструкции осуществляла деятельность по охране здоровья населения в структурном подразделении Отделенческой больницы на станции "Орел" Московской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации, при этом проходила курсы повышения квалификации по специальности "сестринское дело в педиатрии". Кроме того, при прохождении аттестации спорный период был засчитан аттестационной комиссией в стаж работы в медицинской организации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3, п.4 ст.30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и Правила от 29.10.2002 N 781, вступившие в силу с 12.11.2002.
В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 N 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Согласно п. 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу п.п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 N449) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Приложения к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации "Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев" предусмотрена должность медицинской сестры акушерского, гинекологического отделений в больницах всех наименований.
Судом установлено, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 25.01.2016 Савкиной А.И. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 7).
Периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 18.03.1991 по 20.07.1991 и по уходу за ребенком с 21.07.1991 по 03.12.1992 включены в специальный стаж в календарном исчислении, так как льготный порядок исчисления стажа предусматривается за выполнение определенной работы.
Кроме того, не был засчитан в стаж истца на соответствующих видах работ период работы Савкиной А.И. с 01.11.1999 по 28.02.2005 в качестве медсестры комнаты матери и ребенка вокзала ст. Орел, поскольку п.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 предусмотрены больницы всех наименований, при этом п.6 Правил N 781 структурное подразделение с таким наименованием не предусмотрено, а также комната матери и ребенка предусмотрена п.1 Правил N 1066, применение которых возможно с 01.11.1999 по 12.11.2002.
По подсчетам ответчика льготный стаж истца составил 25 лет 10 мес. 16 дней (л.д. 5-6).
Как усматривается из записей в трудовой книжке истца, Савкина (Колесникова, Верижникова) А.И., "дата" рождения, имеет среднее медицинское образование, профессия - медсестра, с 04.08.1986 по 31.05.1995 работала в должности медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения Отделенческой больницы на ст. Орел Московской железной дороги (л.д. 8).
При этом в период работы в вышеназванном лечебном учреждении Савкина А.И. находилась в отпуске по беременности и родам с 18.03.1991 по 20.07.1991, а также в отпуске по уходу за ребенком с 21.07.1991 по 03.12.1992, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка ФИО14, "дата" рождения (л.д. 68), архивной справкой объединенного архива (г. Орел) отдела архивов Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (л.д. 14), копией приказа главного врача Московской железной дороги N от 17.12.1992 (л.д. 114).
Следовательно, истец уходила в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком с должности медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения, работа в котором самостоятельно засчитана пенсионным органом в стаж для назначения пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев.
На момент ухода Савкиной А.И. в данный отпуск действовало Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", согласно п. "б" ст.1 которого, работающим женщинам было предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся в то время, выданный в порядке, определенном п.37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию утвержденного постановлением Президиума ВЦПС от 12.11.1984 N13-6, листок нетрудоспособности.
В соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, п. 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N517, разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 N156/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет", время отпуска по уходу за ребенком учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22.08.1989 N677 с 01.12.1989 было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми.
Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" статья 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденная Законом СССР от 15.07.1970, изложена в новой редакции, которая предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Лишь с 06.10.1992, то есть со дня вступления в силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР" от 25.09.1992 период нахождения в отпуске по уходу за детьми перестал включаться в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях.
В п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Разрешая заявленные исковые требования и установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что отпуск по уходу за ребенком с 21.07.1991 по 03.12.1992 начался у истца до 06.10.1992, то есть до вступления в силу Закона N 3543-1 от 25.09.1992, а отпуск по беременности и родам с 18.03.1991 по 20.07.1991 является периодом получения пособия по беременности и родам с учетом временной нетрудоспособности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные периоды подлежат зачету в стаж работы истца по специальности, дающий ей право на досрочную пенсию независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что данные периоды приходятся на время выполнения Савкиной А.И. должностных обязанностей медицинской сестры в акушерско-гинекологическом отделении Отделенческой больницы на ст. Орел Московской железной дороги, работа в котором в соответствии с действующим законодательством засчитывается в стаж в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за каждый полный год работы, они должны быть исчислены в таком же льготном порядке.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком женщине выдается листок нетрудоспособности, и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в этот период трудовых отношений по занимаемой должности, и. как следствие, сохранении всех гарантий, в том числе, включении периодов нахождения в указанных отпусках в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке, как и периоды работы, то есть в льготном исчислении.
В то же время судебная коллегия полагает неверным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Савкиной А.И. о включении в специальный стаж периода ее работы в должности медицинской сестры комнаты матери и ребенка вокзала ст. Орел.
Отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд пришел к выводу, что Список N 781 не предусматривает в качестве структурного подразделения "комнату матери и ребенка", между тем, возникновение права на досрочное назначение пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
Суд принял во внимание, что истец как медсестра комнаты матери и ребенка помимо иных обязанностей была обязана обеспечить организацию досуга детей раннего, дошкольного и школьного возраста, осуществлять воспитательную и санитарно-просветительскую работу среди детей и родителей пассажиров, несколько раз в день проводить патронирование пассажиров с детьми, находящихся в залах ожидания вокзала, по предварительно полученным телеграммам обеспечивать пассажиров с грудными детьми детским питанием в пути следования, при необходимости оказывать содействие в посадке в вагон пассажиров с детьми.
Однако эти должностные обязанности истца нельзя отнести к лечебной и
иной деятельности по охране здоровья населения.
Как указал суд, комната матери и ребенка на вокзалах железнодорожного транспорта предназначена для организации отдыха и досуга транзитных пассажиров с детьми и беременных женщин, и только в случае необходимости - для оказания им медицинской помощи, что предусмотрено в должностной инструкции истца как медицинской сестры комнаты матери и ребенка.
Также суд учел, что на вокзале станции Орел Московской железной дороги существовал медицинский пункт, сотрудники которого целенаправленно оказывали доврачебную медицинскую помощь пассажирам и гражданам.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
До введения в действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, и Правил от 29.10.2002 N 781, вступивших в силу с 12.11.2002, досрочная пенсия по старости (пенсия за выслугу лет) назначалась в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П для определения права на досрочную трудовую пенсию о старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 для периодов работы после 01.11.1999 и по 12.11.2002 возможно применение Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу с 01.11.1999, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
Согласно данному Перечню к таким должностям относятся медицинские сестры в больницах всех наименований, в том числе на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная).
Из материалов дела усматривается, что 01.06.1995 истец была переведена с должности медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения Отделенческой больницы на ст. Орел Московской железной дороги медсестрой комнаты матери и ребенка вокзала станции Орел, уволена с данной должности 28.02.2005 (л.д. 8-9).
В период работы в указанной должности в 2004 году Савкина А.И. проходила курсы повышения квалификации по специальности "сестринское дело в педиатрии", что подтверждается соответствующими сертификатом, свидетельством и удостоверением (л.д. 15-17).
Согласно штатному расписанию медицинского, фармацевтического и другого персонала на 1995 год, а также на 1999-2004 годы по Орловскому отделению Отделенческой больницы на ст. Орел Московской железной дороги комната матери и ребенка предусмотрена как отдельное структурное подразделение больницы, в штате которого находились заведующий - фельдшер, и медсестры.
Из справки N от 06.06.2016, выданной негосударственным учреждением здравоохранения "Узловая больница на станции Орёл" ОАО
"Российской железные дороги" следует, что в обязанности
медицинской сестры комнаты матери и ребенка вокзала станции Орёл
входили прием и оформление пассажиров с детьми, осмотр, выявление
заболевания и оказание первой медицинской помощи и уход за детьми до 14
лет, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.
В соответствии с должностной инструкцией медицинской сестры комнаты матери и ребенка Отделенческой больницы на станции Орёл, утвержденной главным врачом больницы 21.12.2000, комната матери и ребенка предназначена не только для организации отдыха и досуга транзитных пассажиров с детьми и беременных женщин, но и для оказания им медицинской помощи. Истец в качестве медсестры комнаты матери и ребенка была обязана обеспечить надлежащие санитарно - гигиенические условия пассажирам с детьми и беременным женщинам, выяснить здоровье поступающих детей и взрослых и наличие контакта с инфекционными больными в пути следования, при приеме в комнату матери и ребенка обязательно провести профилактический осмотр, больных детей, выявленных при профилактическом осмотре, а также заболевших в детской комнате до уточнения диагноза поместить в изолятор, в случае необходимости оказать пассажирам с детьми посильную медицинскую помощь или организовать консультацию заболевшего ребенка врачом.
Согласно пояснениям допрошенных при рассмотрении дела судом первой инстанции свидетелей, работавших вместе истцом в спорный период в одном учреждении здравоохранения, а именно ФИО10 - заместителя главного врача по медицинской части НУЗ "Узловая больница на станции Орёл ОАО "РДЖ", а также ФИО11 - заведующей (фельдшером) комнаты матери и ребенка, в обязанности истца в качестве медицинской сестры комнаты матери и ребенка входило оказание первичной медицинской помощи пассажирам с детьми и беременным женщинам - осмотр, измерение температуры, давления, выполнение инъекций, в случае необходимости - помещение инфекционного больного в изолятор, вызов скорой помощи или фельдшера медицинского пункта станции. Медсестры и фельдшер подчинялись главному врачу детской поликлиники Отделенческой больницы, медицинские препараты получали в детском отделении больницы и впоследствии за них отчитывались. Один раз в пять лет медсестры проходили курсы повышения квалификации.
Проанализировав представленные доказательства, свидетельствующие о выполнении Савкиной А.И. в спорный период деятельности по охране здоровья населения, учитывая характер, цели и задачи, направление деятельности учреждения здравоохранения, а также структурного подразделения, в котором работала истец, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о включении в льготный стаж периода ее работы в должности медицинской сестры комнаты матери и ребенка Отделенческой больницы на ст. Орел Московской железной дороги.
Учитывая, что истцом осуществлялась в указанный период медицинская деятельность в учреждении здравоохранения, предусмотренном Списком N 1066, отсутствие в данном Списке наименования комнаты матери и ребенка в качестве структурного подразделения учреждения, не может являться фактором, лишающим работника права на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, исключение из стажа Савкиной А.И. указанного периода ее работы является незаконным.
В связи с этим, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части отказа во включении в специальный стаж Савкиной А.И. периода ее работы в качестве медицинской сестры в комнате матери и ребенка вокзала ст. Орел с 01.11.1999 по 28.02.2005.
Поскольку, как видно из материалов дела, Савкина А.И. с 30.06.1998 по 30.09.2000 находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком, судебная коллегия, учитывая, что применение положений Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 не допустимо для периодов работы после 12.11.2002, полагает возможным включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период ее работы в качестве медицинской сестры комнаты матери и ребенка с 01.10.2000 по 12.11.2002.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 28 июля 2016 года в части отказа Савкиной А.И. во включении периода работы в качестве медицинской сестры в комнате матери и ребенка вокзала ст. Орел с 01.11.1999 по 28.02.2005 отменить.
Вынести в этой части новое решение.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включить Савкиной А.И. период работы в должности медицинской сестры в комнате матери и ребенка вокзала ст. Орел Отделенческой больницы на станции Орел Московской железной дороги в период с 01.10.2000 по 12.11.2002 в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии, в соответствии с п/п 20 п.1 ст.30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.