Президиум Орловского областного суда в составе:
Председательствующего: Телегина Ф.В.
членов президиума: Курганова А.Н., Кузьмичева С.И., Некрасовой Н.А., Сенина А.Н., Склярука С.А.
при секретаре Минайчевой О.А.
рассмотрел гражданское дело по иску Колтунов А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, на основании определения судьи областного суда Циркуновой О.М. о передаче дела в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу.
Заслушав доклад судьи областного суда Циркуновой О.М., президиум Орловского областного суда
установил:
Колтунов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указал, что с "дата". по "дата". он работал в Инспектуре Госкомиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур в должности агронома и старшего агронома Володарского сортоучастка, которая располагалась на территории "адрес", отнесенной законодателем к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
"дата". он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении в связи с работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в досрочном назначении пенсии ему было отказано. Основанием для отказа послужило отсутствие документального подтверждения факта его работы на загрязненной территории, в период времени с "дата" по "дата".
Считая данный отказ незаконным, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года, а также обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган, то есть с "дата"
Решением Заводского районного суда г. Орла от "дата" постановлено:
"Исковые требования Колтунов А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии, взыскании судебных расходов - удовлетворить.
Признать за Колтунов А.А. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возврата на два года.
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Колтунов А.А. с "дата".
Взыскать с государственного учреждения - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Колтунов А.А. " ... " ( " ... ") рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от "дата" вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заместитель начальника ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Горина Е.Л. просит об отмене состоявшихся по делу судебных решений, как постановленных с нарушением норм материального права.
Приводит доводы о том, что Колтунов А.А., являясь получателем пенсии за выслугу лет, в соответствии с Федеральным законом N166-ФЗ от 15 декабря 2001г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеет право на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Права на получение пенсии по старости ранее установленного законом срока в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Колтунов А.А. не имеет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Президиум областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум полагает, что при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001г. N166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации) (далее -Закон РФ от 15 декабря 2001г. N166) гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исключение из этого правила предусмотрено пунктом 3 статьи 3 Закона РФ от 15 декабря 2001г. N166, который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий. Закрепление такого права, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления является прерогативой законодателя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона РФ от 15 декабря 2001г. N166 военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 Закона РФ от 15 декабря 2001г. N166 право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В силу подпункта 7 пункта 1, пунктов 2 и 5 статьи 10 указанного Закона, право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из изложенного следует, что пенсия по выслуге лет, а также пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, являются видами пенсий по государственному пенсионному обеспечению, право на получение одной из которых имеют лица, указанные в статье 4 Закона РФ от 15 декабря 2001г. N166.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года, поскольку в период с "дата"г. по "дата"г. истец работал на территории, отнесенной законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С таким выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, в материалах гражданского дела имеется справка от "дата"г. N, выданная Колтунов А.А. начальником Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области В.А. Дорониным, из которой усматривается, что истец по делу Колтунов А.А. с "дата"г. является получателем пенсии за выслугу лет, т.е. получает один из видов государственной пенсии.
Доказательств, свидетельствующих о том, что истец относится к категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, выводы суда о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом являются ошибочными и постановленными с нарушением норм материального права.
Вышеуказанные нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми и не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела. Восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя без устранения названных нарушений закона невозможны.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Суду при новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить заявленные требования в строгом соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Орловского областного суда,
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от "дата"г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Ф.В. Телегин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.