Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 октября 2016 г. по делу N 33а-1694/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И.,
судей: Цыбульника В.Е. и Коробенко Э.В.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 21 июля 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Сташко М.В. о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком разрешения вопроса регистрации членов семьи истца по адресу воинской части.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, командира войсковой части N "данные изъяты" Арчакова А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Сташко М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с порядком разрешения вопроса регистрации членов ее семьи (супруга ФИО1 и сына ФИО) по адресу указанной воинской части, обязать должностное лицо дать разрешение на их регистрацию по адресу воинской части и направить его с приложением необходимых документов в орган регистрационного учета.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Сташко М.В. утверждает о необоснованности выводов суда о том, что регистрация членов семьи военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части предусмотрена только для лиц, состоящих на жилищном учете для обеспечения служебными жилыми помещениями по месту военной службы. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" постановка на жилищный учет для обеспечения служебным жильем производится после регистрации военнослужащего и членов его семьи по месту жительства при воинской части. Истец указывает, что члены ее семьи не проживают в "адрес" в общежитии, принадлежащем ФГБОУ ВПО " "данные изъяты"", а факт их регистрации по адресу этого общежития носит временный характер. Это подтверждается письмом ректора указанного учебного заведения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором до ее супруга - ФИО1 доведено о необходимости освободить занимаемое жилое помещение в общежитии ввиду отсутствия основания пользования специализированным жилищным фондом учебного заведения. Истец также обращает внимание, что непринятие ответчиком мер по регистрации мужа и сына по адресу воинской части нарушает ее право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения с учетом всех членов ее семьи.
В возражениях на апелляционную жалобу командир войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Сташко М.В. проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
Как видно из копий договоров найма жилого помещения, истец с членами семьи (супруг ФИО1 и сын ФИО) проживают на условиях возмездного найма в жилом помещении по адресу: "адрес". При этом ФИО1 и ФИО имеют постоянную регистрацию по адресу: "адрес"-а, комн. 170-171.
В марте 2016 г. истец направила в адрес командира войсковой части N рапорт с просьбой ходатайствовать о регистрации членов ее семьи по адресу воинской части, однако он этого не сделал.
В суде апелляционной инстанции командир войсковой части N пояснил, что оснований для регистрации мужу и сына Сташко М.В. по адресу воинской части не имеется, в вязи с чем соответствующее разрешение он не давал.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Возможность регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новые места службы военнослужащих, по адресам воинских частей предусмотрена п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 4 п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Такой порядок установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 г. N 288.
Из анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что регистрация военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части производится на основании положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предусмотрена только для лиц, состоящих на учете для обеспечения жилыми помещениями по месту военной службы. Регистрация членов семьи военнослужащего по адресу воинской части производится при условии их прибытия к новому месту службы военнослужащего и отсутствии по месту службы жилья, пригодного для проживания. Члены семьи военнослужащего, уже зарегистрированные в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть, права на регистрацию по адресам воинских частей не имеют. Также не имеют права регистрации по адресу воинской части военнослужащие, которые фактически проживают в населенном пункте, отличном от места дислокации воинской части.
Как усматривается из материалов дела, члены семьи Сташко М.В. проживают на условиях найма в жилом помещении в "адрес", то есть отличном от места прохождения истом военной службы населенном пункте. В связи с этим права и законные интересы супруга истца ФИО1 и его сына ФИО отказом в выдаче разрешения для их регистрации по адресу воинской части не нарушены. Более того, указанные члены семьи истца имеют постоянную регистрацию по адресу жилого помещения в "адрес", который является близлежащим населенным пунктом по отношению к "адрес" (место службы истца) и входит в состав ДД.ММ.ГГГГ гарнизона, что подтверждается выданной командиром войсковой части N справкой от ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ФИО1 и ФИО уже имеют постоянную регистрацию в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть, в котором проходит военную службу истец. При этом то обстоятельство, что в последующем члены семьи истца могут быть сняты с регистрационного учета в вышеуказанном жилом помещении ввиду отсутствия основания для пользования им, само по себе не является достаточным основанием для возложения на командира обязанности по регистрации их по адресу воинской части, поскольку они в населенном пункте, в котором дислоцирована войсковая часть N, фактически не проживают. К тому же, как правильно указал суд первой инстанции, решением начальника ФГКУ " ДД.ММ.ГГГГ региональное управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Сташко М.В. с членами ее семьи с ДД.ММ.ГГГГ снята с учета нуждающихся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для выдачи командиром войсковой части N разрешения на регистрацию членов семьи Сташко М.В. (супруга ФИО1 и сына ФИО) по адресу воинской части является правильным.
Ссылка в жалобе на то, что непринятие ответчиком мер по регистрации членов ее семьи по адресу воинской части нарушает ее право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения с учетом всех членов ее семьи, является беспредметной, так как при рассмотрении данного дела этот вопрос гарнизонным военным судом не рассматривался.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 21 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Сташко М.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.