Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 октября 2016 г. по делу N 33а-1695/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А.,
судей: Патланя В.А. и Санникова А.Б.,
при секретаре судебного заседания Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 21 июля 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Гамзатова С.М. об оспаривании решения ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения) о расчёте субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Зотова А.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N норматив общей площади жилого помещения для предоставления Гамзатову С.М. жилищной субсидии уменьшен на "данные изъяты" - площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", предоставленного ему в порядке приватизации за счет государственного жилищного фонда, которым истец распорядился по своему усмотрению.
Данное решение жилищного органа Гамзатов С.М. оспорил в судебном порядке, просил обязать начальника управления жилищного обеспечения указанное решение изменить, уменьшив норматив общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии на "данные изъяты"
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы ссылается на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 марта 2016 г., обращая внимание на то, что жилое помещение в "адрес" предоставлялось его матери на состав семьи из "данные изъяты" человек, при этом на момент приватизации им в ДД.ММ.ГГГГ г. общая площадь этого жилого помещения была менее учетной нормы и возможности выдела доли каждого члена семьи, участвующего в приватизации, действовавшее в тот период законодательство не предусматривало. Решение суда, по его мнению, нарушает права его детей ФИО12 и ФИО13, поскольку позволяет учитывать указанное жилое помещение дважды: при предоставлении жилищной субсидии ему и предоставлении в будущем жилья от государства детям в составе своих семей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Абзацем вторым пункта 4 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путём предоставления жилищной субсидии производится с зачётом ранее полученного от государства жилья. Причем совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечёт аннулирование необходимости его учёта при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Такое толкование материального закона корреспондируется с подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Из материалов дела, в том числе с учетом обстоятельств, установленных вступившим в силу решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 марта 2016 г., следует, что в ДД.ММ.ГГГГ г. по решению исполнительного комитета "адрес" городского Совета народных депутатов "адрес" матери истца с его учетом предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ г. указанное жилое помещение приватизировано Гамзатовым С.М., а в ДД.ММ.ГГГГ г. - подарено иному лицу. При этом на момент приватизации в этом жилом помещении проживали истец, его жена и дети - сын ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а во время дарения, помимо них, дочь ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ.
Обеспеченность истца жилым помещением, относившимся на основании ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего в тот период, к государственному жилищному фонду, менее учетной нормы явилось основанием для последующего признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Между тем такое улучшение может состояться с учётом указанного жилья. Отчуждение истцом данного жилого помещения, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учёта ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению. Что касается обязанности государства по обеспечению истца жильем по установленным нормам, то она в полной мере реализована путём предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он вправе претендовать с учётом ранее предоставленного от государства жилья.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно - безвозмездного обращения Гамзатовым С.М. в свою собственность полученного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной; наличия вступившего в законную силу решения Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 марта 2016 г. о признании права истца на повторное обеспечение жильём за счёт государства, следует признать верным вывод суда первой инстанции о правомерности решения управления жилищного обеспечения об учёте всего размера жилого помещения, ранее обращенного истцом в собственность полученного от государства жилого помещения, при расчёте жилищной субсидии на трёх членов семьи: его, супруги и дочери ФИО18.
Мнение автора жалобы о том, что при предоставлении жилищной субсидии могла учитываться не общая площадь приватизированного последним жилого помещения, а доли этого жилья, является ошибочным.
Доводы жалобы, касающиеся действовавшего ранее порядка приватизации жилых помещений и возможного нарушения прав детей ввиду повторного учета указанного жилого помещения при последующем обеспечении их жильем за счет государства, основаны на неверном толковании соответствующих норм законодательства и носят предположительный характер, поэтому являются несостоятельными.
Так, согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент приватизации истцом жилого помещения) граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 21 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Гамзатова С.М. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.