Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Демьяновой Н.Н., Андреева С.В.,
при секретаре Добряковой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шошина ФИО8 на решение Димитровского районного суда г.Костромы от 27 июня 2016 г., которым оставлены без удовлетворения исковые требования Шошина ФИО9 к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 11 650 руб.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения представителя Шошина М.М. - Богдановой С.Е., представителя ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Кулай Т.Г., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
установила:
Шошин М.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретенные технические средства реабилитации в сумме 11 650 руб., мотивируя тем, что, являясь инвалидом "данные изъяты" группы 14 апреля 2016 г. обратился к ответчику с заявлением о компенсации стоимости приобретенных самостоятельно технических средств реабилитации - кресла-коляски инвалидной, стоимостью 8 100 руб. и кресла-туалета, стоимостью 3 550 руб., всего на сумму 11 650 руб. Письмом от 25 апреля 2016 г. ответчик отказал ему в выплате компенсации поскольку указанные средства реабилитации были приобретены до момента оформления истцом индивидуальной программы реабилитации, сославшись на письмо Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N13-3/В-312. Данный отказ считает незаконным. Указывает, что с ноября по декабрь 2015 г. ему было проведено пять операций, в результате которых ему "данные изъяты". В стационаре не было технических средств, обеспечивающих возможность его передвижения и средств для отправления естественных нужд. В связи с указанными обстоятельствами его родственники 17 декабря 2015 г. приобрели ему кресло-коляску и кресло-туалет. Индивидуальная программа реабилитации была оформлена лишь 10 марта 2016 г. - он был признан нуждающимся в кресле-коляске и кресле-туалете. Срок проведения реабилитационных мероприятий определен периодом с 15 февраля 2016 г. до 01 марта 2018 г. На момент подачи заявления о компенсации - 14 апреля 2016 г. необходимые кресла ему предоставлены не были. С заявлением о выплате компенсации он обращался к ответчику сразу же после оформления индивидуальной программы реабилитации (с марта 2016 г.), но ответчик надлежащим образом не регистрировал данное заявление, постоянно сменяющиеся инспекторы давали противоречивые консультации относительно порядка получения компенсации. Действующее законодательство не содержит норм, ограничивающих момент приобретения инвалидом технических средств реабилитации в которых он нуждается. Считает, что поскольку технические средства реабилитации были предусмотрены индивидуальной программой реабилитации инвалида и данные технические средства реабилитации приобретены им за собственный счет, то он имеет право на получение соответствующей компенсации в размере стоимости приобретенных технических средств реабилитации.
По делу постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шошин М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в основу оспариваемого решения судом положен довод о недопустимости компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации до момента оформления индивидуальной программы реабилитации инвалида. При этом суд необоснованно отклонил его доводы о том, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит норм, ограничивающих момент приобретения инвалидом технических средств реабилитации в которых он нуждается. Не согласен с тем, что суд в решении суда сослался на письмо Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N13-3/В-312, полагает, что данное письмо не имеет юридической силы и не подлежит применению. Считает, что судом не были приняты во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, а именно тот факт, что технические средства реабилитации были приобретены в период когда "данные изъяты". Судом не учтено, что он страдает "данные изъяты", ему "данные изъяты" лет. В больнице, где он находился на излечении, кресел ни для передвижения, ни для отправления естественных надобностей ему не предоставили. Очевидная необходимость инвалидного кресла и креста-туалета в данных условиях бесспорна. Отмечает, что необходимость именно вышеуказанных технических средств реабилитации подтверждена индивидуальной программы реабилитации инвалида. Он обратился за компенсацией в период действия программы. Стоимость технических средств реабилитации соответствует требованиям закона. Обращает внимание на то, что технические средства реабилитации по индивидуальной программа реабилитации инвалида не предоставлена ему до настоящего времени. Разумность предоставления ему второго комплекта кресел до 2018 г. крайне сомнительна.
В возражениях относительно апелляционной жалобы управляющий Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриева И.Н. считает решение суда законным и обоснованным.
Истец Шошин М.М., представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской областив суд не явились,о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Шошину М.М. в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что обязанность ответчика по проведению реабилитационных мероприятий, в том числе с использованием технических средств реабилитации, возникает на основании соответствующих мероприятий, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной в установленном порядке учреждением медико-социальной экспертизы с указанием сроков проведения реабилитационной мероприятий и в соответствии с поданным в региональное отделение ФСС РФ заявлением инвалида об обеспечении его техническими средствами реабилитации. Поскольку из содержания ИПРА Шошина М.М. следует, что срок реабилитационных мероприятий с обеспечением техническими средствами реабилитации установлен с 15 февраля 2016 года по 01 марта 2018 года, суд пришел к выводу о том, что до этого срока у инвалида не возникает права на их получение и получение соответствующей компенсации стоимости технических средств реабилитации.
С указанным выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" установлено, что технические средства реабилитации включают в себя, в том числе кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные (п. 7) и кресла-стулья с санитарным оснащением (п. 23).
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанная норма предусматривает финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
В соответствии с данным Порядком компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858) (п.3).
Как видно из материалов дела и установлено судом, 16 марта 2016 г. Шошиным М.М. в Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подано заявление об обеспечении его техническими средствами реабилитации, в том числе: креслом-стулом с санитарным оснащением с колесами - 1 шт.; креслом-коляской с ручным приводом базовой комнатной - 1 шт., которое принято и зарегистрировано в тот же день 16 марта 2016 г. под номером 1313.
14 апреля 2016 г. Шошин М.М. обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные 17 декабря 2015 г. технические средства реабилитации: кресло-коляску инвалидную, стоимостью 8 100 руб. и кресло-туалет, стоимостью 3 550 руб.
В ответ на заявление истца от 25 апреля 2016 г. Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказало в выплате указанной компенсации, так как срок проведения реабилитационных мероприятий в индивидуальной программе реабилитации от 10 марта 2016 г. установлен с 15 февраля 2016 г., а вышеуказанные технические средства реабилитации приобретены 17 декабря 2015 г., то есть до оформления индивидуальной программы реабилитации. Кроме того, указано, что письмом Минтруда России от 11 марта 2015 г. разъяснено, что в случае приобретения инвалидом технических средств реабилитации до оформления индивидуальной программы реабилитации или отсутствия в индивидуальной программе реабилитации рекомендации в обеспечении соответствующими техническими средствами реабилитации, правовые основания для выплаты компенсации отсутствуют.
Согласно справке МСЭ-2014 N1971963 от 10 марта 2016 г. бюро медико-социальной экспертизы N2 ФКУ "ГБ МСЭ по Костромской области" Минтруда России Шошину М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения повторно 15 февраля 2016 г. установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию до 01 марта 2018 г.
Из содержания индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида Шошина М.М. от 10 марта 2016 г. следует, что в перечне технических средств реабилитации и услуг по реабилитации предусмотрено обеспечение исполнителем Государственным учреждением - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации инвалида техническими средствами реабилитации, в том числе: кресло-стул с санитарным оснащением с колесами - 1 шт. по срокам; кресло-коляска с ручным приводом базовая комнатная, в том числе, для детей-инвалидов - 1 шт. по срокам. Срок проведения реабилитационных мероприятий с 15 февраля 2016 г. до 01 марта 2018 г.
Из представленных в суд доказательств (товарные чеки и кассовые чеки от 17 декабря 2015 года) видно, что Шошиным М.М. самостоятельно приобретены кресло-туалет, стоимостью 3550 руб., и кресло-коляска инвалидная, стоимостью 8100 руб.
Нуждаемость истца в спорных технических средствах реабилитации ответчиком не оспаривалась, как не оспаривалось и то обстоятельство, что на момент обращения истца (25 апреля 2016 года) в региональное отделение ФСС с заявлением о выплате компенсации Шошин М.М. не был обеспечен ответчиком указанными техническими средствами реабилитации.
В силу положений ст. 11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Статьей 9 данного Закона установлено, что реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Учитывая, что Шошин М.М. обратился с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации, указанного в индивидуальной программе реабилитации, в срок действия этой программы, заявление о выплате компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации подано в установленном Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240, порядке, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имелось.
Вывод суда о том, что технические средства реабилитации приобретены до оформления программы реабилитации, не является основанием к отказу в выплате компенсации, поскольку факт нуждаемости истца в этих технических средствах доказан, пунктом 15(1) Правил предусмотрена возможность выплаты компенсации в случае приобретения инвалидом за собственный счет соответствующего технического средства, при этом не предусмотрено ограничений по времени приобретения технического средства реабилитации.
Материалами дела подтверждена нуждаемость истца в технических средствах реабилитации непосредственно после проведения операций. Отсутствие у истца на этот момент индивидуальной программы реабилитации не может служить основанием для лишения инвалида права на проведение реабилитационных мероприятий, гарантированных государством, и ущемлять его право на компенсацию таких расходов в период действия разработанной ИПР, подтвердившей нуждаемость инвалида в указанных средствах реабилитации.
Кроме того, п. 15.1 указанных Правил установлено, что инвалид лишается права на получение компенсации в размере стоимости технического средства, приобретенного самостоятельно, только в случае его отказа от обеспечения техническим средством.
Иных прямых указаний для отказа в выплате компенсации законодательство о социальной поддержке инвалидов не содержит.
Ссылка суда на письмо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 марта 2015 года N 13-3/В-312 несостоятельна, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, в связи с чем не подлежит применению при разрешении возникшего спора.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения.
В соответствии с п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По имеющимся в материалах дела данным стоимость кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной по коду классификации 7-01 составляет 12467,18 руб., стоимость кресла-стула с санитарным оснащением - 4431,18 руб.
Вместе с тем Шошиным М.М. данные средства технической реабилитации были приобретены соответственно за 8100 руб. и 3550 руб.,
С учетом изложенного, принимая новое решение, судебная коллегия считает возможным взыскать с Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Шошина М.М. 11650 руб. в возмещение расходов на приобретение технических средств реабилитации.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Димитровского районного суда г.Костромы от 27 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которые исковые требования Шошина ФИО10 удовлетворить.
Взыскать с пользу Шошина ФИО11 с Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 11 650 руб.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.