Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Хмель М.В.
судей
Серовой М.Г.
Гораскова Р.А.
при секретаре
Лиманской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаря С.С., действующего в интересах дочери Б.Ю.С., к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании решения пенсионного органа незаконным, назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца
по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 07 июня 2016 года (с учетом определения от 04 июля 2016 года об исправлении описки), которым постановлено:
"Исковые требования Бондаря С.С., действующего в интересах дочери Б.Ю.С., к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании решения пенсионного органа незаконным, назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска от 16.03.2016 N 32384/16 об отказе в назначении Б.Ю.С. социальной пенсии по случаю потери кормильца незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска назначить Б.Ю.С., _ _ года рождения социальную пенсию по случаю потери кормильца с 01 февраля 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска в доход муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере * рублей".
Заслушав доклад судьи Серовой М.Г., объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска Воробьевой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истцов Бондаря С.С., Б.Ю.С., представителя Бондаря С.С. - Бойковой О.И., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Бондарь С.С, действуя в интересах несовершеннолетней дочери Б.Ю.С., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании решения пенсионного органа незаконным, назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований истец указал, что как законный представитель Б.Ю.С. он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении дочери социальной пенсии по случаю потери кормильца, в связи со смертью матери девочки - Б.Т.Н., умершей _ _ . Решением пенсионного органа от 16 марта 2016 года его дочери было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца. Основанием для отказа послужило отсутствие у дочери документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, он и его несовершеннолетняя дочь, а также другие члены семьи с августа 2014 года постоянно проживают на территории Российской Федерации в городе Мурманске, имеют регистрацию по месту пребывания. Поскольку на территории города Мурманска у них отсутствует собственное жилое помещение, представить документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, не представляется возможным.
Просил признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении его дочери пенсии по случаю потери кормильца, обязать пенсионный орган назначить Б.Ю.С. такую пенсию.
В судебном заседании Бондарь С.С. иск поддержал.
Б.Ю.С., _ _ года рождения, принимавшая участие в деле в порядке части 3 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Обрядин В.И. иск не признал.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФ Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска Колганова С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что для назначения социальной пенсии необходимо предоставление документа о постоянном проживании в Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, не достигший 14-летнего возраста, в качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации вправе представить свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы.
Согласно ответу УФМС России по Мурманской области Б.Ю.С., на территории Российской Федерации постоянно не проживает, в связи с чем, решение пенсионного органа вынесено в соответствии с пенсионным законодательством и с соблюдением норм Административного регламента.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Отдела опеки и попечительства Комитета по образованию администрации г. Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя органа опеки и попечительства.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, материалы пенсионного дела Б.Ю.С. (отказного), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 5 которого в качестве одного из видов социальной пенсии, назначаемой по государственному пенсионному обеспечению, названа пенсия по случаю потери кормильца (подпункт 4).
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 5 и подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ).
В силу статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются в том числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, родителями Б.Ю.С., _ _ года рождения, являются Бондарь С.С. и Б.Т.Н.
Б.Т.Н. умерла _ _ .
До июля 2014 года семья Бондаря С.С. в количестве пяти человек ( Бондарь С.С., его супруга Бондарь М.В., дочери Б.Ю.С., Б.Е.С., дочь супруги К.А.П.) проживали в ... В связи со сложной внутриполитической обстановкой в стране и ухудшением гуманитарного положения семья вынуждена была покинуть место постоянного жительства, в связи с чем, переехала на территорию Российской Федерации, где 12 августа 2014 года семье предоставлено временное убежище по адресу: ...
По сведениям УФМС России по Мурманской области Бондарь С.С. был зарегистрирован по месту жительства на основании разрешения на временное проживание на срок с _ _ по _ _ по адресу: ... Совместно с Бондарем С.С. по указанному адресу были зарегистрированы по месту жительства с _ _ по _ _ его жена - Бондарь М.В., дочь жены - К.А.П., дочери - Б.Ю.С. и Б.Е.С.
С _ _ по _ _ Бондарь С.С. и члены его семьи, в том числе, дочь - Б.Ю.С., зарегистрированы по месту пребывания по тому же адресу: ... Указанное жилое помещение предоставлено семье Бондарь С.С. по договору найма жилого помещения от _ _ , заключенному с наймодателем - физическим лицом.
В настоящее время Бондарь С.С. и его дочь - Б.Ю.С. являются гражданами Российской Федерации. _ _ Б.Ю.С. документирована паспортом гражданина Российской Федерации.
18 февраля 2016 года Бондарь С.С., реализуя право несовершеннолетней Б.Ю.С. на пенсионное обеспечение, как ее законный представитель, обратился к ответчику с заявлением о назначении дочери социальной пенсии по случаю потери кормильца, предоставив в пенсионный орган следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (свой и дочери); свидетельство о рождении дочери; свидетельство о смерти матери девочки; свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации (в отношении себя и дочери); СНИЛС.
Уведомлением от 18 февраля 2016 года Бондарь С.С. извещен о необходимости предоставления в пенсионный орган в срок до 18 мая 2016 года свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выплатного дела.
01 марта 2016 года Бондарь С.С. представил дополнительно в пенсионный орган документы в отношении дочери: справку образовательного учреждения; документ об окончании учебного заведения; заявление, в котором указал, что просит назначить его дочери социальную пенсию по случаю потери кормильца, поскольку умершая Б.Т.Н. никогда не работала, трудовой книжки не имела.
По сведениям Управления Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в г. Первомайске, поступившим ответчику 26 февраля 2016 года, Б.Ю.С. не состоит на учете в пенсионном органе как получатель пенсии.
Решением пенсионного органа N 32384/16 от 16 марта 2016 года Б.Ю.С. отказано в назначении социальной пенсии со ссылкой на статью 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в связи с отсутствием постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая длительное и постоянное проживание несовершеннолетней Б.Ю.С. и ее отца Бондарь С.С. на территории Российской Федерации в г. Мурманске, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в назначении Б.Ю.С. пенсии по причине отсутствия у несовершеннолетней регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда соглашается, так как они соответствуют конкретным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, анализе представленных доказательств, получивших надлежащую оценку в решении по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд верно исходил из того, что установленное и гарантированное законодателем право несовершеннолетнего ребенка на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца не может быть ограничено и поставлено в зависимость от наличия регистрации по месту жительства.
Проанализировав положения пункта 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, в соответствии с которыми допускается предоставление для установления пенсии документов, подтверждающих место пребывания на территории Российской Федерации, принимая во внимание, что Бондарь С.С. представил в пенсионный орган свидетельства N 216 и N 217 от 23 января 2016 года о его регистрации и регистрации дочери по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: ... , выданные ОУФМС России по Мурманской области в Ленинском округе г. Мурманска, суд пришел к правильному выводу о том, что Бондарь С.С. соблюдены требования действующего законодательства в части представления документов для назначения социальной пенсии.
Сославшись на положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", суд правильно исходил из того, что сам по себе факт регистрации гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Кроме того, следует учитывать, что несовершеннолетняя Б.Ю.С., а также ее законный представитель Бондарь С.С. до обращения в пенсионный орган за назначением социальной пенсии утратили статус временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, приобрели право постоянного проживания в России.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Учитывая, что с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца Бондарь С.С. обратился в пенсионный орган 18 февраля 2016 года, суд руководствуясь положениями статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 133-ФЗ правомерно обязал ответчика назначить Б.Ю.С. социальную пенсию по случаю потери кормильца с 01 февраля 2016 года.
Доводы апелляционной жалобы о непредоставлении документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства, не влияет на правильность разрешения спора, поскольку иные, представленные в материалы дела документы, позволяли суду установить факт постоянного проживания Б.Ю.С. на территории Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ином толковании вышеприведенных норм действующего законодательства, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, таким образом, правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 07 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.