Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Баранниковой Т.Е.
судей
Кутовской Н.А.
Грошенко И.Б.
при секретаре
Лиманской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куст А. А. к администрации ЗАТО город Островной Мурманской области об обжаловании решения об исключении из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования город Островной, признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения
по апелляционной жалобе Куст А. А. на
решение Североморского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в ЗАТО город Островной Мурманской области от 15 июня 2016 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Куст А. А. к администрации ЗАТО город Островной оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Куст А.А. Шипулиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Куст А.А. обратился в суд с иском к администрации ЗАТО город Островной Мурманской области об обжаловании решения об исключении из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования город Островной, признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В обоснование иска указал, что с _ _ на основании решения комиссии по отселению состоял в очереди по переселению из ЗАТО город Островной за *.
В _ _ истец обратился в администрацию ЗАТО город Островной с заявлением о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** годы".
Распоряжением администрации ЗАТО город Островной от _ _ * истцу отказано в признании участником подпрограммы, и он исключен из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО город Островной.
Полагая указанное распоряжение нарушающим его право на получение социальной выплаты, Куст А.А. просил суд отменить распоряжение администрации ЗАТО город Островной от _ _ * "Об отказе в признании граждан участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** годы" в отношении него, восстановить в списке граждан, желающих переселиться из закрытого административно-территориального образования, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО город Островной, признать его участником подпрограммы с _ _ .
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал.
Представители администрации ЗАТО город Островной Илларионова Н.А. и Парамуд Р.П. просили в иске отказать.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Куст А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы указывает, что законно и обоснованно был поставлен на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, предоставив необходимые документы, оснований не доверять составу комиссии и ее полномочиям не имелось.
Приводит доводы, что в соответствии с Положением о порядке переселения граждан из ЗАТО город Островной, утвержденным постановлением администрации от 21 декабря 2007 года N291, он также относился к категории граждан, имеющих право состоять на учете.
Полагает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание и не дал должной оценки его пояснениям, что он дважды после включения в списки терял связь с ЗАТО горд Островной в связи с сокращением штатов и неоднократно обращался в администрацию для предоставления документов.
Ссылается на правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 55 и ст. 57 Конституции Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация ЗАТО город Островной просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились истец Куст А.А., представитель ответчика администрации ЗАТО город Островной, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определены Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон о ЗАТО).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о ЗАТО на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее - социальная выплата).
Государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 статьи 7 указанного закона, осуществляется, в том числе в отношении граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет. Государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в случае, если граждане, указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования (пункт 2.1 статьи 7 закона).
В силу пункта 2.2 Закона о ЗАТО органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований принимают на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, ведут их учет и определяют размер социальной выплаты в порядке и по формам, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.4 Закона о ЗАТО граждане, состоящие на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты, снимаются с учета в случае, в том числе выявления сведений, которые не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на учет, и свидетельствуют об отсутствии оснований для получения социальной выплаты.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Подпрограмма), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее - Правила).
В силу подпункта "к" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане Российской Федерации граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и частью 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Куст А.А. с _ _ по настоящее время зарегистрирован и проживает в ЗАТО город Островной по адресу: ...
На основании заявления от _ _ решением комиссии по переселению граждан из ЗАТО город Островной от _ _ , оформленным протоколом *, истец был включен в список граждан за *, подлежащих переселению из ЗАТО город Островной с даты первоначального заявления _ _ .
_ _ Куст А.А. обратился в администрацию ЗАТО город Островной с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Распоряжением администрации ЗАТО город Островной от 18 января 2016 N 4-р "Об отказе в признании граждан участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО город Островной" истцу отказано в признании участником Подпрограммы (пункт 1), и отделу организационно-правовой работы администрации ЗАТО город Островной указано исключить граждан, указанных в пункте 1, из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО город Островной Мурманской области.
Разрешая настоящий спор, и, отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеуказанное распоряжение об исключении Куст А.А. из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО город Островной, и отказе в признании участником Подпрограммы соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, на момент постановки Куст А.А. на учет в ЗАТО город Островной действовало Положение "О порядке переселения граждан из ЗАТО Островной", утвержденное постановлением администрации ЗАТО город Островной от 23 октября 2001 года N 147 (в редакции постановлений администрации ЗАТО город Островной от 08 апреля 2003 года N71, от 06 февраля 2004 года N 21, от 28 января 2005 года N 41), в соответствии с разделом III которого право на обеспечение жильем по установленным жилищным законодательством нормам на территории Российской Федерации, за пределами ЗАТО имели граждане Российской Федерации и члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в ЗАТО город Островной и имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в ЗАТО в том числе, проработавшие не менее 10 лет в организации (на объекте), расположенной в ЗАТО, при условии, что на момент предоставления жилья они утрачивают производственную связь с организациями (объектами).
На день подачи _ _ в администрацию заявления о включении в списки граждан на получение жилья за границами ЗАТО город Островной и на день принятия решения комиссией по переселению граждан из ЗАТО город Островной _ _ Куст А.А. работал в МУП "Городская электрическая сеть" в ЗАТО город Островной Мурманской области.
Постановлением администрации ЗАТО город Островной от 21 декабря 2007 N 291 утверждено новое Положение "О порядке переселения граждан из закрытого административно-территориального образования Островной", которым признано утратившим силу ранее действовавшее Положение, однако категория граждан, в соответствии с которой истец был поставлен на учет, осталась прежней и была предусмотрена в подпункте 3.1.7 пункта 3.1 вновь принятого Положения.
Между тем, вышеуказанное основание для включения в списки граждан на получение жилого помещения за пределами закрытого административно-территориального образования, предусмотренное в Положении "О порядке переселения граждан из закрытого административно-территориального образования Островной", противоречило и противоречит нормам действующего в то время и в настоящее время федерального законодательства.
Во исполнение протеста Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от _ _ с целью приведения Положения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в пункт 3.1 Положения "О порядке переселения граждан из закрытого административно-территориального образования Островной", утвержденного постановлением администрации ЗАТО город Островной от 21 декабря 2007 N 291, внесены изменения.
В соответствии с пункт 3.1 Положения в редакции, действующей по настоящее время, право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО город Островной имеют граждане Российской Федерации, утратившие служебную связь с организациями (объектами), расположенными в ЗАТО г. Островной, и не имеющие жилья за пределами ЗАТО г. Островной.
Порядок обращения с заявлением об участии в Подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В частности, для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением: выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий проживание по месту жительства в закрытом административно-территориальном образовании; копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, если такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (подпункт "з" пункта 19 Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, установив, что основанием для отказа Куст А.А. в признании участником подпрограммы и исключения из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО город Островной, послужил выявленный в ходе проверки факт, отсутствия у Куст А.А. утраты служебной связи с организацией (объектом), расположенной на территории ЗАТО город Островной на дату постановки его на учет ( _ _ ) в целях переселения из ЗАТО город Островной, а также на дату рассмотрения заявления о признании участником Подпрограммы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец был включен в список граждан, подлежащих переселению из ЗАТО, не утратив служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, в связи с чем не относился к категории граждан, имеющих право на переселение на новое место жительства и обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования, в связи с чем отсутствуют основания и для признания его участником Подпрограммы, независимо от того, что он состоял на учете по состоянию на _ _ .
Из записей представленной истцом копии трудовой книжки следует, что с _ _ и по настоящее время он состоит в трудовых отношениях с МУП "Городская электрическая сеть" ЗАТО город Островной Мурманской области в должности ***.
При таком положении, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и переоценке установленных судом обстоятельств дела. Доводы жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не проверены или не учтены судом первой инстанции при принятии решения, которые имели бы правовое значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.
При таком положении судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 193, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО город Островной Мурманской области) от 15 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куст А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.