судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Орловой О.А. и Берман Н.В.,
при секретаре Елисеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФСИН России на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 18 июля 2016 года, которым постановлено:
" Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N N.10.2015 г. в части отказа ФИО22 постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за ФИО23 на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года .
В удовлетворении требований ФИО24 УФСИН России по Липецкой области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
установила:
Дворядкин О.Н. обратился с иском к ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области о признании права на единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, ссылаясь на то, что является сотрудником УФСИН России по Липецкой области, в целях реализации своего права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 25.06.2014 г. он подал соответствующий рапорт на имя директора ФСИН России с приложением требуемых документов. Решением комиссии ФСИН от 29.10.2015 года ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, а также поскольку в рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, заявитель не предоставил выписку из ЕГРП на "данные изъяты".
Истец считает указанное решение незаконным, полагая, что им на комиссию представлены все необходимые документы. Просил признать решение комиссии ФСИН России от 29.10.2015 г. незаконным; признать за ним право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения; обязать комиссию ФСИН России поставить Дворядкина О.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи рапорта, а именно с 25.06.2014 г., на состав семьи "данные изъяты".
В дальнейшем истец Дворядкин О.Н. дополнил свои требования, просил обязать комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Липецкой области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить его с составом семьи "данные изъяты" человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта, а именно с 25.06.2014 года.
В судебном заседании истец Дворядкин О.Н. и его представитель адвокат Шарапова И.И. требования поддержали, уточнив их, просили признать за истцом право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения; обязать комиссию ФСИН России поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи рапорта, а именно с 25.06.2014 года на состав семьи "данные изъяты".
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области Карлова Ю.А. иск не признала, полагая оспариваемое истцом решение комиссии ФСИН России от 29.10.2015 года законным. Просила в иске отказать.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ФСИН России просит отменить решение суда в части удовлетворения требований истца, и постановить новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать, ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 указанного выше Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Дворядкин О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
25.06.2014 года в соответствии с установленным на указанный период времени порядком Дворядкин О.Н. обратился в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ФСИН России, с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заявление (рапорт) Дворядкина О.Н. не было рассмотрено комиссией в установленный законом срок, в связи с чем он обращался в суд за защитой своего нарушенного права. Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 25.06.2015 г. признано незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России в лице Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ФСИН России), выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению Дворядкина О.Н. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Дворядкина О.Н..
Комиссией ФСИН России решение Правобережного районного суда г. Липецка было исполнено, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 29.02.2016 года судебного пристава-исполнителя "данные изъяты". Из объяснений истца следует, что копия указанного постановления с приложением копии выписки из протокола N от 29.10.2015 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения получены им 31.03.2016 года.
Из материалов дела следует, что 29.10.2015 г. на заседании комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России) было рассмотрено заявление Дворядкина О.Н. о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола N от 29.10.2015 г. заседания Комиссии ФСИН России Дворядкину О.Н. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Дворядкин О.Н. не представил обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, а также в рамках рассмотрения п. 12 указанных Правил, не представил выписку из ЕГРП на "данные изъяты".
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России от 29.10.2015 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа в постановке истца на учет не имелось.
Судебная коллегия находит этот вывод суда ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно пункту 2 указанных Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются несовершеннолетние дети ...
Из протокола заседания комиссии следует, что из представленных Дворядкиным О.Н. документов усматривается, что Дворядкин О.Н. временно зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по "адрес" "адрес" , на основании договора найма жилого помещения, собственником которого является ФИО25 ... По данному адресу также зарегистрирован "данные изъяты" заявителя и ФИО26. - ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ рождения. В заявлении (рапорте) истца о постановке его на учет ребенок не указан, документы на него не представлены.
Из решения Комиссии ФСИН России от 29.10.2015 года усматривается, что Дворядкиным О.Н. представлены договор найма жилого помещения, выписка из домовой книги по месту регистрации, выписка из финансово-лицевого счета, представлены договор найма жилого помещения, справки БТИ и выписка из ЕГРП, при этом выписки из ЕГРП на "данные изъяты" несовершеннолетних детей истцом не представлялись.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд посчитал, что комиссия ФСИН России приняла незаконное решение об отказе в постановке Дворядкина О.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по тому основанию, что им не были предоставлены все необходимые документы, а именно выписки из ЕГРП на несовершеннолетних детей.
По мнению суда, отказ в принятии сотрудника на учет возможен только в случае отсутствия условий, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2012 года.
Суд посчитал, что из представленных Дворядкиным О.Н. на рассмотрение комиссии документов усматривается, что он зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" "адрес" на основании договора найма с собственником жилого ФИО28 которая является единственным собственником указанной квартиры, общей площадью "данные изъяты".
Суд пришел к выводу, что тот факт, что Дворядкин О.Н. и ФИО29 имеют общего "данные изъяты" ФИО30., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, который проживает с родителями в одной квартире, не свидетельствует о том, что несовершеннолетний "данные изъяты" истца ФИО31 является членом семьи истца в соответствии с положениями статьи 31 Жилищного кодекса РФ, указав, что при этом ребенок является членом семьи собственника жилого помещения ФИО32
Суд указал, что Дворядкин О.Н. членом семьи собственника жилого помещения ФИО33 не является, так как брак между ними не зарегистрирован, он не был вселен в данное жилое помещение в качестве члена семьи, а проживает в указанном жилом помещении на основании договора найма, при этом в данном жилом помещении он не имеет постоянной регистрации, зарегистрирован временно; из договора найма, заключенного между ФИО17 и Дворядкиным О.Н., усматривается, что при заключении договора найма "данные изъяты" Дворядкина О.Н. - несовершеннолетний ФИО34. в качестве члена семьи нанимателя не указан.
Исходя из этого, суд пришел к выводу, что несовершеннолетний "данные изъяты" ФИО35 не является членом семьи истца, соответственно, Дворядкин О.Н. не должен был предоставлять какие-либо документы о наличии в собственности сына ФИО36 жилого помещения.
Такой вывод суда судебная коллегия находит неверным, противоречащим нормам материального права.
Из материалов дела усматривается, что истец Дворядкин О.Н. имеет "данные изъяты" несовершеннолетних детей: "данные изъяты" - ФИО37. ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего в "адрес", и "данные изъяты" ФИО38., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего "данные изъяты".
Таким образом, "данные изъяты" на момент подачи истцом заявления о постановке на учет считались в соответствии с п. 3 ч. 2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ членами семьи истца.
Соответственно, несовершеннолетний "данные изъяты" истца ФИО40 проживающий совместно с истцом, безусловно, являлся членом его семьи, о котором истцу следовало представлять необходимые сведения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что тот факт, что истец не предоставил на рассмотрение комиссии выписки из ЕГРП на несовершеннолетнего "данные изъяты", проживающего с ним совместно, позволял комиссии 29.10.2015 года вынести решение об отказе Дворядкину О.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 вышеуказанных Правил, а именно выписки из ЕГРП на несовершеннолетнего "данные изъяты" ФИО41
Поэтому вывод суда о том, что отказ в принятии сотрудника на учет возможен только в случае отсутствия условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от30.12.2012 г., судебная коллегия также находит необоснованным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда в части признания незаконным решения комиссии ФСИН России от 29.10.2015 года является незаконным и подлежит отмене, как постановленное судом с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения в этой части об отказе в иске.
Признавая за истцом право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из "данные изъяты" с25.06.2014 года, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из представленных по делу доказательств следует, что истец зарегистрирован по адресу: "адрес", в квартире, общей площадью "данные изъяты", временно по договорам найма с собственником квартиры ФИО17; в этой квартире, помимо истца, зарегистрированы собственник ФИО17, и сын ФИО17 и Дворядкина О.Н. - ФИО42., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом установлено, что сын Дворядкина О.Н. "данные изъяты" - ФИО43 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован в "адрес", в настоящее время находится на обучении в "данные изъяты". То есть сын истца ФИО44. на момент подачи истцом документов в комиссию не проживал совместно с истцом Дворядкиным О.Н..
Судом проверялась нуждаемость истца в обеспечении жильем. При рассмотрении дела Дворядкиным О.Н. были предоставлены суду выписки из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ФИО45 . и ФИО46 Согласно выписке из ЕГРП от 14.04.2016 г. за ФИО47., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, объекты недвижимого имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не зарегистрированы. Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО48., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является собственником "данные изъяты" доли в праве собственности на "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты", расположенную по адресу: "адрес"
Таким образом, судом установлено, что даже при наличии у сына истца ФИО49 в собственности доли в "данные изъяты", и проживании другого несовершеннолетнего сына истца ФИО50. в квартире, площадью "данные изъяты", принадлежащей его матери, сам истец Дворядкин О.Н. общей площадью жилого помещения в 15 квадратных метров не обеспечен.
Принимая во внимание, что документы о наличии либо об отсутствии у несовершеннолетних "данные изъяты" истца жилых помещений Дворядкин О.Н. представил только суду при рассмотрении его спора, а в соответствующую комиссию ФСИН России такие документы при подаче им заявления в 2014 году не представлял, судебная коллегия считает вывод суда о признании за истцом права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи "данные изъяты" с25.06.2014 г., то есть с момента обращения Дворядкина О.Н. с заявлением о принятии на учет, необоснованным, и полагает решение суда в этой части подлежащим изменению в части указания даты, с которой следует признать за истцом такое право.
Учитывая, что только в суде истцом были представлены все необходимые документы о наличии у него права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, судебная коллегия считает признать за истцом такое право с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу, а именно с 05.10.2016 года.
Ссылку в решении комиссии ФСИН России, как основание к отказу в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, на п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, которым предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий, судебная коллегия находит несостоятельной, так как истцом не совершено указанных в этой статье действий, которые бы стали основанием для постановки его на учет только через пять лет после того, как ему в этом было отказано.
В остальной части решение суда не обжалуется, а судебная коллегия не считает необходимым выходить за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 18 июля 2016 года отменить в части признания незаконным решения комиссии ФСИН России N от 29.10.2015 года, постановить в этой части новое решение, которым:
Дворядкину О.Н. отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения комиссии ФСИН России N.10.2015 годав части отказа в постановке его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
То же решение в части указания даты признания за Дворядкиным О.Н. права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 25.06.2014 года изменить;
признать за ФИО53 на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи "данные изъяты" с момента вступления решения суда первой инстанции в законную силу, а именно с 05.10.2016 года.
То же решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Верно: Судья:
Секретарь:
9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.