Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного
суда в составе:
председательствующего: Гантимурова И.А.,
судей: Забровского Б.Д., Блошенко М.В.,
при секретаре: Пустовой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.В.И. к Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования,
по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного Комитета России по Волгоградской области
по апелляционной жалобе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Камышинский"
по апелляционной жалобе Главного Управления внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 13 мая 2016 года, которым постановлено:
"Иск Б.В.И. к Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования, удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Б.В.И. денежную компенсацию морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования в размере 1 000000 рублей.
В остальной части требований Б.В.И. к Российской Федерации в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования, отказать."
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Забровского Б.Д., выслушав представителей ГУ МВД России по Волгоградской области Г.Е.Н., представителей Управления Федерального казначейства по Волгоградской области Ф.Н.М., прокуратуры Волгоградской области Д.И.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Б.В.И. по доверенности П.А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Б.В.И.
обратился в суд с иском к Российской Федерации (далее - РФ) в лице Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ МВД России по Волгоградской области), Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области (далее - СУ СК РФ по Волгоградской области), прокуратуры Волгоградской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - МинФин России в лице УФК по Волгоградской области) о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования.
В обоснование исковых требований указал, что 30 сентября 2011 года старший следователь СО МО МВД России "Камышинский" капитан юстиции М.Д.В., рассмотрев заявление бывшего участника ООО "Термомонтаж" К.С.Н. и материалы процессуальной проверки, 1,5 года проводившейся сотрудниками оперативно-розыскной группы по экономической безопасности и противодействию коррупции МО МВД России "Камышинский", возбудил в отношении Б.В.И. уголовное дело N " ... " по признакам состава преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 145.1, ч. 1 ст. 145.1, ст. 315 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 4 года и 3 месяца заместитель руководителя Камышинского межрайонного СО СУ СК РФ по Волгоградской области старший лейтенант юстиции С.А.А. вынес постановление о прекращении уголовного дела N " ... " за отсутствием в действиях истца состава преступления.
ДД.ММ.ГГГГ Камышинский городской прокурор старший советник юстиции С.Д.Е. от имени государства принёс ему официальное извинение в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности и разъяснил право предъявить в порядке гражданского судопроизводства иск о компенсации за причинённый моральный вред.
Размер причинённого морального вреда оценивает в 30000000 рублей.
На основании изложенного просил взыскать с РФ в лице главных распорядителей и/или распорядителей средств федерального бюджета - ГУ МВД России по Волгоградской области, СУ СК РФ по Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, МинФин России в лице УФК по Волгоградской области за счёт казны РФ в свою пользу возмещение морального вреда, причинённого ему заведомо незаконным уголовным преследованием, в размере 30000000 рублей.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе СУ СК России по Волгоградской области просит решение суда изменить, уменьшив размер компенсации морального вреда.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение и неправильное применение норм материального права.
В апелляционных жалобах МО МВД РФ "Камышинский", ГУ МВД России по Волгоградской области жалобе оспаривают законность и обоснованность постановленного судом решения, просят его отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылаются на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1; статья 46).
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. "а" п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
В силу статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", разъяснено, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что 30 сентября 2011 года СО МО МВД России "Камышинский" в отношении Б.В.И. было возбуждено уголовное дело N " ... " по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело N " ... " передано в Камышинский межрайонный СО СУ СК РФ по Волгоградской области и соединено с уголовным делом N " ... ", возбужденным ДД.ММ.ГГГГ Камышинским межрайонным СО СУ СК РФ по Волгоградской области в отношении Б.В.И. по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ1 года уголовное дело N " ... " соединено в одном производстве с уголовным делом N " ... ", возбужденным ДД.ММ.ГГГГ Камышинским РО СП УФСИН России по Волгоградской области по признакам преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ под общим номером 200895. На период уголовного преследования в отношении Б.В.И. была избрана мера пресечения - подписка о невыезде.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование Б.В.И. по ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 145.1 (период с января 2010 года по май 2011 года), ст. 315 УК РФ прекращено, а по факту полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы заместителю директора ООО "Термомонтаж" К.С.Н. за декабрь 2009 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145.1 УК РФ уголовное преследование Б.В.И. продолжено.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование истца по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ прекращено.
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора Волгоградской области Р.А.В. вышеуказанные постановления о прекращении уголовного преследования отменены и материалы уголовного дела N " ... " направлены руководителю СУ СК РФ по Волгоградской области для организации расследования.
25 апреля 2016 года заместитель руководителя СО по г. Камышин СУ СК РФ по Волгоградской области старший лейтенант юстиции С.А.А., рассмотрев материалы уголовного дела N " ... " по обвинению Б.В.И. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 145.1, ч. 1 ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ст. 315 УК РФ, вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении истца по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступлений.
Согласно статьи 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Б.В.И. о компенсации
морального вред, поскольку истцу был причинён вред в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде. При разрешении вопроса о размере компенсации морального вреда, суд учитывал длительность расследования уголовного дела, тяжесть предъявленного истцу обвинения, характер и степень его нравственных страданий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости компенсации морального вреда Б.В.И., в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности и незаконным применением в качестве меры пресечения подписки о невыезде.
Вместе доводы апелляционных жалоб о завышенном размере взысканной суммы в счет компенсации морального вреда Б.В.И., судебная коллегия находит обоснованными, поскольку взысканная сумма 1000000 рублей в пользу истца является явно завышенной и не отвечает принципу разумности и справедливости, а поэтому определенный судом размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 рублей подлежит изменению в сторону его уменьшения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 13 мая 2016 года в части взыскания компенсации морального вреда в пользу Б.В.И. уменьшив взысканную сумму с 1000000 рублей до 300000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 13 мая 2016 года изменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Б.В.И. денежной компенсации морального вреда, уменьшив взысканную сумму с 1000000 рублей до 300000 рублей.
В остальной части решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 13 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Следственного управления Следственного Комитета России по Волгоградской области, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Камышинский", Главного Управления внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий- " ... "
Судьи " ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.