Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Малышевой И.А.
судей Ривняк Е.В.,Бабайцевой Е.А.
при секретаре Коцубняке А.Е.
с участием прокурора Скуратовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах неопределённого круга лиц к администрации " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" о понуждении к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей
по апелляционной жалобе администрации " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес"
на решение Иловлинскогорайонного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ривняк Е.В., выслушав прокурора "адрес" прокуратуры Скуратову И.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
"адрес" в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" о понуждении к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой "адрес" проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков бесплатно на территории " ... " сельского поселения. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес"поставлено на учёт 9граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно.Однако формирование земельных участков на территории Медведевского сельского поселения не произведено.Непредставление земельных участков многодетным семьям и другим категориям граждан влечет за собой социальную напряженность, причиной которой является бездействие органов местного самоуправления, что в свою очередь возлагает финансовое бремя на формирование земельных участков за счет многодетных семей и другого круга граждан, определенного законодательством.
Истец просил суд обязать администрацию " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" сформировать, поставить на кадастровый учёт и включить в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно все свободные земельные участки, расположенные на территории " ... " сельского поселенияИловлинского муниципального района "адрес". Обязать администрацию " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" принять меры к утверждению проектов планировки и межевания территории поселения, в объёме обеспечивающем потребности 9 граждан, с целью последующего предоставления гражданам, имеющим право на получение земельного участка бесплатно.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части не установления судом срока исполнения возложенной обязанности, просит решение суда изменить и установить срок для формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учёт.
В поступивших возражениях прокурор "адрес" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 указанного Кодекса определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации в Волгоградской области принят Закон N123-ОД от 14июля2015года "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" определяющий, в частности, случаи и порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области в собственность бесплатно, а также порядок постановки граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, на учет и снятия с учета, основания для отказа в таком предоставлении и предельные размеры предоставляемых земельных участков.
В соответствии со статьей 1 Закона, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области (далее - земельные участки) в собственность граждан бесплатно предоставляются в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов: гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей (далее - граждане, имеющие трех и более детей).
Земельный участок предоставляется в совместную собственность супругов - родителей трех и более детей либо при наличии согласия второго супруга - родителя трех и более детей - одному из родителей трех и более детей либо лицу, его заменяющему.
В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность одному из родителей трех и более детей либо лицу, его заменяющему.
Статья 7 Закона, предусматривает, что в целях предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом уполномоченный орган осуществляет мероприятия по подбору и формированию земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, а также включает их в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан (далее - Перечень).
Проведение работ по формированию земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно, осуществляется уполномоченным органом на основе утвержденных в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством, проекта планировки территории, проекта межевания территории и градостроительного зонирования.
Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в целях их последующего предоставления в собственность граждан бесплатно осуществляются уполномоченным органом за счет средств соответствующего бюджета.
В Перечень включаются земельные участки, сформированные в соответствии с настоящим Законом.
В Перечне содержатся сведения о местоположении (адресе), кадастровом номере, площади и виде разрешенного использования земельных участков.
Земельные участки исключаются из Перечня после принятия уполномоченным органом решений о предоставлении их в собственность граждан бесплатно.
Перечень подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом первой инстанции установлено, что администрацией " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградскойобласти принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О принятии на учет граждан в целях последующего предоставления им земельного участка в собственность бесплатно по месту их жительства".
Согласно указанного Постановления на учет в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно приняты граждане, состоящие на учете до дня принятия настоящего постановления администрацией Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградскойобласти и проживающие на территории " ... " поселения Иловлинского муниципального района "адрес".
При этом из сообщения администрации " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время земельные участки для дальнейшего предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также категориям граждан, установленных Законом Волгоградской области от 14июля2015года N123-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" не предоставлялись, земельные участки не формировались, на кадастровый учет не ставились.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора "адрес" о понуждении администрации " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" к устранению нарушения законодательства о защите прав многодетных семей.
По мнению суда, отсутствие в настоящее время на территории указанного сельского поселения земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно, не отвечает требованиям действующего законодательства в сфере предоставления права на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно.
Решение суда в данной части сторонами по делу не обжалуется, доводов, свидетельствующих о незаконности или необоснованности решения суда в данной части, апелляционная жалоба не содержит, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является предметом проверки судебной коллегии.
Проверяя доводы апелляционной жалобы в части необоснованного не установления судом срока для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, судебная коллегия находит основания для изменения решения суда в указанной части ввиду следующего.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Поскольку постановка земельных участков на кадастровый учет связана с дополнительным финансированием, определением границ земельного участка и внесением сведений в кадастр недвижимости, то суд при вынесении решения обязан был установить срок в течении которого ответчик должен исполнить эти действия.
По мнению судебной коллегии, разумным и достаточным для исполнения судебного постановления, является срок шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ввиду чего решение суда подлежит изменению с указанием срока исполнения возложенной на ответчика обязанности.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменить, установить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения администрацией " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" обязанности по формированию, постановке на кадастровый учёт и включению в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно всех свободных земельных участков, расположенных на " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес"; принятию мер к утверждению проектов планировки и межевания территории поселения, в объеме обеспечивающем потребности граждан, проживающих на территории " ... " сельского поселения Иловлинского муниципального района "адрес" с целью последующего предоставления гражданам, имеющих право на получение земельного участка бесплатно.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись И.А. Малышева
Судьи: подпись Е.В. Ривняк
Е.А. Бабайцева
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Е.В. Ривняк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.