судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Ванюхина Н.Н.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширина Н. Е. к ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области", Министерству обороны РФ о признании незаконным отказа в компенсации расходов на погребение, взыскании расходов на погребение, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области"
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 августа 2016 года, которым исковые требования Ширина Н. Е. удовлетворены частично; признан незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" от ДД.ММ.ГГГГ в возмещении Ширину Н. Е. расходов на погребение его умершей матери Ш.В.К.; с ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" в пользу Ширина Н. Е. взысканы денежные средства в счет компенсации за погребение умершей Ш.В.К. в размере " ... " руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " руб.; в удовлетворении исковых требований Ширина Н. Е. о компенсации морального вреда - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
установила:
Ширин Н.Е. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области", Министерству обороны РФ о признании незаконным отказа в компенсации расходов на погребение, взыскании расходов на погребение, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ скончалась его мать Ш.В.К., которая на момент смерти имела статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, а также являлась инвалидом второй группы по общему заболеванию. Истцом на организацию похорон были понесены расходы в общей сумме 38 679 руб.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" с просьбой оказать содействие в возмещении расходов на погребение Ш.В.К., полагая, что имеет право на возмещение данных расходов в силу статуса своей матери.
На указанное обращение Ширин Н.Е. получил отказ по тем основаниям, что на лиц, к категории которых относилась Ш.В.К., не распространяется соответствующая льгота по возмещению расходов на погребение.
Ширин Н.Е. считает, что отказ ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" не основан на законе, поскольку нормы закона не содержат каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войн, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма. Учитывая это, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное ст. 24 Федеральной закона "О ветеранах", п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Кроме того, своими действиями ответчик нанес истцу моральный вред, так как он вынужден был неоднократно обращаться к ответчику в момент тяжелой утраты, связанной со смертью матери, а теперь еще вынужден обратиться в суд.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" в компенсации расходов на ритуальные услуги на погребение Ш.В.К., обязать ответчика возместить ему расходы на оплату ритуальных услуг по погребению Ш.В.К. в размере " ... " руб., а также взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" компенсацию морального вреда в размере " ... " руб. и расходы на оплату государственной пошлины в размере " ... " руб.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его в указанной части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что ответчиком ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" в апелляционной жалобе обжалуется решение суда первой инстанции только в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа в возмещении расходов на погребение, взыскании денежных средств в счет компенсации за погребение в размере " ... " руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере " ... " руб., судебная коллегия считает возможным проверить законность решения суда только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" - Патриной Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Ширина Н.Е. - Лукшиной И.В., возражавшей относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда в оспариваемой части не отвечает приведенным требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ш.В.К. имела статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей. ДД.ММ.ГГГГ Ш.В.К. умерла.
Ширин Н.Е., являясь сыном Ш.В.К., понес расходы на оплату ритуальных услуг, связанных с погребением умершей матери.
ДД.ММ.ГГГГ Ширин Н.Е. обратился с заявлением в ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" с заявлением о выплате компенсации расходов на погребение.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" отказал Ширину Н.Е. в выплате компенсации расходов на погребение по тем основаниям, что на лиц, к категории которых относилась Ш.В.К., не распространяется соответствующая льгота по возмещению расходов не погребение.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания расходов на погребение в сумме " ... " руб., суд первой инстанции исходил из того, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное ст. 24 Федерального закона "О ветеранах", п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" по своему содержанию является мерой социальной поддержки и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может в силу следующего.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" и Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного Указа).
Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п. 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В ст. 1 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", который определяет правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного Закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются ст. 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно данной норме закона, погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (пункты 1, 2 данного закона).
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные ст. 24 Федерального закона "О ветеранах", п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в связи с чем право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Приведенные выше обстоятельства судом первой инстанции при разрешении спора учтены не были.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии правовых основания для признания незаконным отказа ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" в возмещении Ширину Н.Е. расходов на погребение его умершей матери Ш.В.К. от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия признает основанным на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Ввиду изложенного решение суда подлежит отмене в части признания незаконным отказа ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" в возмещении Ширину Н.Е. расходов на погребение его умершей матери Ш.В.К. от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании денежных средств в счет компенсации за погребение в размере " ... " руб., а также взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере " ... " руб., с принятием в указанной части по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего кодекса.
Поскольку в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в компенсации расходов на погребение, взыскании расходов на погребение Ширину Н.Е. отказано, судебная коллегия не находит законных оснований для взыскания с ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" в пользу Ширина Н.Е. судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем, судебной коллегией не проверяется. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 августа 2016 года по гражданскому делу по иску Ширина Н. Е. к ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области", Министерству обороны РФ о признании незаконным отказа в компенсации расходов на погребение, взыскании расходов на погребение, компенсации морального вреда - отменить в части признания незаконным отказа ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" от ДД.ММ.ГГГГ в возмещении Ширину Н. Е. расходов на погребение его умершей матери Ш.В.К., взыскания с ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" в пользу Ширина Н. Е. денежных средств в счет компенсации за погребение умершей Ш.В.К. в размере " ... " руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере " ... " руб., принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 августа 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.