Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мосиявич С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Газпром геологоразведка" на решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 августа 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по ЯНАО Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N Я 01-238/2016-15 от 24 мая 2016 года ООО "Газпром геологоразведка" привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 10 000 рублей.
ООО "Газпром геологоразведка" признано виновным в том, что осуществляет забор воды из водоема рыбохозяйственного значения реки Ярседаяха (бассейн р.Собольяха) в Ямальском районе ЯНАО без согласования деятельности, связанной с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - Нижнеобским ТУ Федерального агентства по рыболовству.
Тем самым допущено нарушение ст. 50 Федерального Закона от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" N 166-ФЗ, постановление Правительства РФ от 30.03.2014 N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15.09.1958 N 1045.
ООО "Газпром геологоразведка" обжаловало указанное постановление в районный суд.
Решением судьи Ямальского районного суда от 26 августа 2016 года постановление надзорного органа оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представитель ООО "Газпром геологоразведка" Б. в жалобе, поданной в суд ЯНАО, ставит вопрос об его отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Надзорный орган в качестве нарушения правил охраны среды обитания определилдеяние в форме бездействия, указав, что Общество не произвело согласование размещения объекта с Нижнеобским ТУ Федерального агентства по рыболовству и согласование деятельности, связанной с забором водных ресурсов. Однако Обществом и на стадии проверки, и на стадии обжалования были представлены доказательства того, что согласования были получены. Ссылается на то, что суд ненадлежащим образом ознакомился с материалами дела, поскольку названные согласования, предусмотренные действующим законодательством, Обществом получены и имеются в деле.
О дате и времени рассмотрения дела судом ЯНАО лица, участвующие в деле, извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании суда ЯНАО принимали участие представители ООО "Газпром геологоразведка" П. и Г., которые поддержали доводы жалобы, указали на получение всех необходимых согласований, принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона.
Представитель Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебном заседании участия не принимал.
Выслушав представителей общества, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Газпром геологоразведка" соблюдено не в полной мере.
Статьей 8.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерация, Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Согласно подпункту "а" пункта 3 указанных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанных Правил юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной деятельности на водных объектах или в пределах водоохраной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта обязаны согласовывать проведение работ с территориальным органом Росрыболовства. Такое согласование является обязательной превентивной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйствующим субъектом решения, осуществление которого может вызвать вредное воздействие на окружающую среду.
Из протокола об административном правонарушении следует, что в период с 7 по 25 декабря 2015 года в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, выявлен факт осуществления ООО "Газпром геологоразведка" забора воды из водного объекта рыбохозяйственного значения реки Ярседаяха (бассейн р.Собольяха) в Ямальском районе ЯНАО для технического водоснабжения с помощью станции водозаборной комплектности СКВ-40, производительностью 40 куб. м. в час. в отсутствие согласования размещения водозаборного сооружения с территориальным органом Росрыболовства. При этом Обществом оформлен договор водопользования N89-15.02.03.003-О-ДЗИО-С-2013-02397/00 от 09.07.2014 с целью забора водных ресурсов из поверхностного водного объекта с целью намораживания льда на ледовую переправу (автозимника).
Отказывая в удовлетворении жалобы Общества, судья районного суда исходил из того, что на момент проведения проверки, научно-исследовательская работа по изучению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания Обществом не проводилась, следовательно, согласование размещения объектов (насосных станций) с Нижнеобским ТУ Федерального агентства по рыболовству не проведено.
Однако с указанным выводом судьи согласиться нельзя в силу следующего.
Обществом было представлено административному органу согласование N 1010 от 29.05.2014 года, утвержденное врио руководителя Нижнеобского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству. Согласно данному согласованию на рассмотрение был предоставлен рабочий проект строительства автозимников между Западно-Тамбейским, Тасийским и Малыгинским лицензионными участками, который состоял из 7 разделов, в том числе предусматривал перечень мероприятий по охране окружающей среды, расчет ущерба ихтиофауне при строительстве скважины. В согласовании должностными лицами сделаны выводы, что строительство объектов по проекту допустимо, расчет ущерба, наносимого водным ресурсам и среде их обитания, выполнен верно в соответствии с методикой, предусмотрена компенсация наносимого ущерба биоресурсам. Должностные лица согласовали строительство объектов в рамках представленного проекта (л.д.84-89).
Отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по ЯНАО Нижнеобского ТУ Федерального агентства по рыболовству согласованы основные условия пользования рекой Ярседаяха в целях забора (изъятия) водных ресурсов. Указанное согласование N 385 от 23 мая 2014 года утверждено начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по ЯНАО Нижнеобского ТУ Федерального агентства по рыболовству (л.д. 90-91).
Доказательств несоответствия данных согласований положениям законодательства надзорным органом не представлено.
Требования, предъявляемые к документам, направляемым заявителем для заключения договора водопользования, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
В частности, согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 года N 165 отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в случае, если получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "б" пункта 22 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования, в данном случае с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения.
Представление документов не в полном объеме является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование и возврата заявителю представленных документов.
Следовательно, довод Общества, что без соответствующих согласований договор водопользования не был бы заключен, обоснован.
Данным документам ни должностным лицом, ни судом не дана оценка на предмет соблюдения норм законодательства, в частности, п. 1, 2 ст. 50 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных ресурсов", п.п. а п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2013 года N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", п. 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.1958 года N 1045.
Таким образом, нарушений указанных выше требований закона, вмененных надзорным органом, не установлено, поскольку Обществом соблюдены все требования, предъявляемые к деятельности, связанной с пользованием водными ресурсами, а также произведено согласование размещения объекта.
Данный вывод также подтверждается письмом заместителя руководителя Нижнеобского ТУ Федерального агентства по рыболовству М. от 01.07.2016 года на обращение ООО "Газпром геологоразведка" о выполнении условий, выставленных в согласовании размещения обжалуемых объектов. Управление считает условия, выставленные в согласованиях размещения объектов выполненными (л.д. 116-117).
Кроме того, в материалах дела представлен расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, являющегося приложением к договору водопользования, в котором указан план мероприятий по охране и рациональному использованию водного объекта реки Ярседаяха (л.д.26-45).
Надзорным органом при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу не было указано, по каким мотивам представленные Обществом согласования не были признаны соответствующими закону, притом, что их выдавали должностные лица того же самого надзорного органа. Не указано, каким образом Общество должно было соблюдать требования закона, если согласование, полученное Обществом в уполномоченном государственном органе, не принимается без указания причин должностными лицами этого органа. При этом в акте проверки от 25.12.2015 года имеется ссылка на все представленные Общество документы, указанные выше.
Кроме того, Общество, получив указанные выше согласования, полагало себя выполнившим все требования закона, поскольку эти согласования были выданы в установленном законом порядке и уполномоченными надзорными органами.
Если же надзорным органом сделан вывод, что полученные согласования не соответствовали положениям законов и нормативно-правовых актов, то данный факт исключает вину Общества, поскольку оно пользовалось водными объектами без соблюдения требований закона по вине государственного органа, выдавшего ошибочное заключение.
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, что исключает административную ответственность за вмененные правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а жалоба Общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по ЯНАО Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N Я 01-238/2016-15 от 24 мая 2016 года и решение судьи Ямальского районного суда ЯНАО от 26 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении ООО "Газпром геологоразведка" отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья /подпись/ С.И. Мосиявич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.