Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 20 сентября 2016 г. по делу N 33а-261/2016
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Гордиенко Ю.А.,
судей Гребенкина И.П., Конфеты В.Л.,
при секретаре Сухановой О.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего 0000 базы хранения и ремонта вооружения и техники Восточного военного округа подполковника запаса Беспалова М.Н. об оспаривании действий начальника отделения территориального г. Улан-Удэ Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжильё" МО РФ), связанных с порядком расчета истцу жилищной субсидии и снятием его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по апелляционной жалобе административного истца Беспалова М.Н. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гребенкина И.П., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
приказом командующего войсками Восточного военного округа от 29 декабря 2011 года "N" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий Беспалов зачислен в распоряжение командования.
Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 16 июля 2015 года "N" заявителю с учетом его общей продолжительности военной службы по состоянию на дату принятия этого решения - 22 года и 10 месяцев, предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения с учетом поправочного коэффициента 2,525, которая была перечислена на банковский лицевой счет заявителя 24 июля 2015 года.
В этой связи решением начальника отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 6 ноября 2015 года "N" Беспалов снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
20 октября 2015 года Беспалов обратился к начальнику отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с заявлением о перерасчёте субсидии с учётом продолжения им прохождения военной службы и его выслуги лет 23 года. Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 21 января 2016 года истцу в перерасчёте жилищной субсидии было отказано.
Приказом командующего войсками Восточного военного округа от 29 июля 2015 года "N" Беспалов уволен с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, а приказом этого же воинского должностного лица от 4 декабря 2015 года "N" исключен из списков личного состава базы хранения с 26 января 2016 года.
Продолжив проходить военную службу до исключения из списков личного состава воинской части и, полагая, что расчет жилищной субсидии должен производиться с применением коэффициента, соответствующего 23 годам военной службы, и исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной на первое полугодие 2016 года, Беспалов оспорил в судебном порядке указанные решения жилищного органа. При этом истец просил суд признать незаконным решение о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещения и обязать произвести перерасчет жилищной субсидии с учетом соответствующего его выслуге лет поправочного коэффициента 2,6 и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения " ... " рублей, выплатив образовавшуюся разницу сумм жилищной субсидии.
Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 28 июня 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование Беспалов приводит анализ положений Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённое Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года, из которых делает вывод о том, что имеет право на повышающий поправочный коэффициент, соответствующий 23 годам военной службы, поскольку после принятия оспоренных им решений он продолжил проходить военную службу и его выслуга лет увеличилась.
Наряду с этим Беспалов обращает внимание на то, что решение жилищного органа от 21 января 2016 года об отказе в перерасчёте жилищной субсидии было доведено до него 14 марта 2016 года и, ссылаясь на п. 6 ст. 219 КАС РФ, отмечает, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 КАС РФ окружной военный суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями.
Согласно п. 16 ст. 15 вышеназванного Федерального закона предоставление военнослужащим жилищной субсидии осуществляется с применением поправочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации.
Правила расчета субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76.
В силу п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с учетом норматива общей площади жилого помещения, определяемого, в том числе, исходя из состава семьи, норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, а также поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы.
В п. 7 Правил определено, что расчет субсидии осуществляется с применением поправочного коэффициента, который при общей продолжительности военной службы 21 год составляет 2,45 и увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75.
При этом п. 1 Правил определяет порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения только военнослужащим, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вышеприведенные правовые нормы свидетельствует о том, что одной из форм реализации права военнослужащего на обеспечение жильем является выплата ему жилищной субсидии, расчет и выплата которой производится только военнослужащим, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, на день принятия решения о выплате заявителю жилищной субсидии общая продолжительность его военной службы составляла 22 года, в связи с чем применен поправочный коэффициент 2,525 (2,45 +(0,075 х 1 год) = 2,525), что полностью согласуется с положениями п. 7 Правил.
Со дня получения Беспаловым бюджетных средств на приобретение или строительство жилья, то есть с 24 июля 2015 года, не имелось правовых оснований для продолжения его пребывания на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Последующее увеличение продолжительности военной службы истца само по себе не свидетельствует о сохранении за ним права состоять на жилищном учете и не является основанием для повторного признания его нуждающимся в жилом помещении либо улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о законности решений жилищного органа о снятии Беспалова с учёта нуждающихся в получении жилых помещений и об отсутствии оснований для перерасчета ранее предоставленной ему жилищной субсидии.
При этом стоит отметить, что законность оспариваемых истцом решений не может быть поставлена в зависимость от предполагаемого изменения выслуги лет в условиях, когда военнослужащий продолжает проходить военную службу и дата его исключения из списков личного состава воинской части не известна, поскольку это делает невозможным принятие своевременного решения по поступившему заявлению военнослужащего о предоставлении жилищной субсидии.
Также вопрос о дальнейшем служебном предназначении истца командованием в соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) был разрешен еще в 2011 году при зачислении его в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Длительное пребывание истца в распоряжении обусловлено невозможностью своевременного обеспечения жильем и никоим образом не могло быть направлено на увеличение продолжительности его военной службы.
Кроме того, следует согласиться с выводом гарнизонного суда о пропуске Беспаловым без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку истец, как это видно из характера сложившихся правоотношений, был не согласен с указанной в решении должностного лица общей продолжительностью военной службы и, как следствие, размером предоставленной ему в июле 2015 года жилищной субсидии и последовавшим в ноябре 2015 года снятием его с учета нуждающихся в получении жилья.
Что касается обращения истца в октябре 2015 года, по сути, к тому же должностному лицу, которым принято оспариваемое решение, по поводу пересмотра размера жилищной субсидии, то это обращение не являлось обязательным условием для подачи в установленный срок административного искового заявления, и вопреки мнению автора жалобы, не влияло на исчисление срока обращения в суд.
Оснований для переоценки представленных сторонами доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 84 КАС РФ правила оценки доказательств судом не нарушены, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено и спор по существу разрешен верно.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 28 июня 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Беспалова М.Н. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.