Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.,
судей Сеник Ж.Ю., Фетинга Н.Н.
при секретаре Макаренко З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дядюшкина М.И. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об оспаривании действий по апелляционной жалобе Дядюшкина М.И. на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 16 июля 2015г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Дядюшкин М.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ссылаясь на то, что 09.08.1994 решением жилищно-бытовой комиссии в/ч 11659 он был признан нуждающимся в получении жилья, 23.05.1995 постановлением главы администрации г.Аксая с составом семьи 4 человека поставлен на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 03.10.1995 на основании ордера N57 ему и членам его семьи была предоставлена квартира N67 по адресу: (обезличен). 24.10.1994 заявитель был уволен из рядов вооруженных сил по состоянию здоровья. Впоследствии постановлением главы администрации Аксайского района N792 от 14.06.2001 занимаемая им квартира была переведена в состав служебного жилья, а распоряжением Правительства РФ N1330-р от 15.09.2009 поселок Степной, в котором она расположена, был включен в перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ. Как военнослужащий, уволенный с военной службы по состоянию здоровья и имеющий право на обеспечение постоянным жильем за счет федерального органа исполнительной власти, в котором он проходил военную службу, заявитель обратился в ЮРУЖО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на что получил отказ. Полагая этот отказ противоречащим п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Дядюшкин М.И. просил признать указанный отказ незаконным и обязать ЮРУЖО принять Дядюшкина М.И. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением суда от 16 июля 2015г. в удовлетворении заявления Дядюшкина М.И. отказано.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.2, 15, 18, 40, 55 Конституции РФ, ст.ст.52, 56, 92 ЖК РФ, ст.ст.94, 96, 101 ЖК РСФСР, ст.12 ГК РФ, Законом РФ от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ФЗ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280, ФЗ от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N42, постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и исходил из того, что Дядюшкин М.И., являясь лицом, уволенным с военной службы, в 1995г. был обеспечен жилым помещением в соответствии с действовавшим на тот период времени Законом РФ от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих", на момент обращения Дядюшкина М.И. с заявлением в ЮРУЖО в 2014г. он не мог быть принят на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Дядюшкин М.И. просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные им требования. В обоснование повторяет доводы своего заявления, оспаривает правильность выводов суда о том, что постановление главы администрации Аксайского района N792 от 14.06.2001 не повлекло для него никаких последствий, что он по-прежнему является нанимателем жилья по договору социального найма, а потому оспариваемый им отказ ЮРУЖО не нарушает его прав и охраняемых законом интересов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Дядюшкин М.И. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить, представитель ЮРУЖО просил оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п.6 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщали военнослужащим в трехмесячный срок.
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По этой причине в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 01.03.2005 - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Согласно статье 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления Дядюшкину М.И. жилого помещения, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, граждане снимаются с жилищного учета органами, по решению которых они были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Как следует из материалов дела, Дядюшкин М.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ и приказом от 24.10.1994 был уволен в запас по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы на момент увольнения в календарном исчислении составила 13 лет 2 мес.
Перед увольнением с военной службы Дядюшкин М.И. согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части был принят на жилищный учет для предоставления жилого помещения с составом семьи четыре человека, а постановлением главы администрации г.Аксая Ростовской области от 23.05.1995 N433 - поставлен на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как офицер запаса.
Согласно ордеру от 03.10.1995, выданному начальником КЭЧ Ростовского района, Дядюшкин М.И. был обеспечен на состав семьи четыре человека трехкомнатной квартирой, расположенной по адресу: (обезличен). Дядюшкин М.И. вместе с членами семьи вселился в указанное жилое помещение и проживает в нем в настоящее время.
Доказательств того, что указанная квартира была предоставлена Дядюшкину М.И. в качестве служебного жилого помещения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Дядюшкин М.И. в связи с увольнением с военной службы был обеспечен жилым помещением в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Аксайского района от 14.06.2001 всем квартирам в жилом доме (адрес обезличен), в том числе той, которая была предоставлена в 1995г. Дядюшкину М.И., присвоен статус служебных, распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 N1330-р п.Степной включен в перечень закрытых военных городков Министерства обороны РФ, однако, указанные обстоятельства не могут служить основанием для признания Дядюшкина М.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом ему, как уволенному с военной службы военнослужащему, по договору социального найма, поскольку, как уволенный с военной службы военнослужащий он уже был в установленном законом порядке обеспечен жилым помещением.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о правомерности отказа ЮРУЖО в принятии Дядюшкина М.И. на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу Дядюшкина М.И., поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, доводы жалобы сводятся к тем, которые Дядюшкин М.И. заявлял при обращении в суд, в ходе рассмотрения дела, и которым суд дал надлежащую оценку при принятии обжалуемого решения.
При этом судебная коллегия учитывает то, что Дядюшкин М.И. не представил доказательства, подтверждающие то, что после предоставления ему в 1995г. квартиры он продолжал состоять в военном ведомстве на учёте лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
То обстоятельство, что с 2001г. Дядюшкин М.И. проживает в квартире, которая признана служебной, эта квартира находится в закрытом военном городке, может служить основанием для признания Дядюшкина М.И. нуждающимся в предоставлении другого жилого помещения, но применительно к общим нормам жилищного законодательства при наличии условий, предусмотренных этим законодательством.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Дядюшкина М.И. нет.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 16 июля 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дядюшкина М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.