Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.,
судей Сеник Ж.Ю., Голубовой А.Ю.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах Щебуняева А.В. к Администрации г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону, МКУ "УЖКХ Ленинского района г. Ростова-на-Дону, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Зинкиной И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Щебуняева А.В. с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону о предоставлении жилья по договору социального найма, ссылаясь на то, что Щебуняев А.В. является нанимателем комнаты N 13 жилого помещения N 9 в коммунальной квартире N 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 в многоквартирном жилом доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, который постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.06.2014 года признан аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку до настоящего времени Щебуняев А.В. проживает в аварийном доме, жилое помещение, соответствующее установленным нормам, ему не предоставлено, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Щебуняеву А.В. вне очереди благоустроенное изолированное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 20,65 кв.м.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13.07.2016 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Щебуняеву А.В. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 20,65 кв.м., находящееся в границах г. Ростова-на-Дону.
Не согласившись с таким решением суда, Администрация г. Ростова-на-Дону обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное постановление и отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке при наличии доказательств существования реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном доме. В данном случае наличие такой опасности не установлено, поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке с учетом принимаемых мер по переселению граждан из аварийного жилья не имеется.
Апеллянт обращает внимание судебной коллегии, что в настоящее время происходит отселение жильцов из домов, признанных аварийными до 01.01.2012 года в рамках реализации областной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах". Многоквартирный жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу только в 2014 году, в связи с чем отселение из него граждан запланировано после 2017 года.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации г. Ростова-на-Дону Касьянову М.И., Щебуняева А.В., представителя отдела Ростовской областной прокуратуры Кустову М.Д., представителя Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону Чебаняна Э.С., Щебуняеву Н.Г., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного постановления.
Принимая решение, суд руководствовался ст.ст. 2, 14, 15, 55, 57, 86, 89 ЖК РФ, п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
К такому выводу суд пришел, установив, что Щебуняев А.В. на основании договора социального найма от 10.04.2011 года вместе с женой ФИО10 занимает жилое помещение, (комната N 13 жилой площадью 14,2 кв.м в жилом помещении N 9 в коммунальной квартире N 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13), расположенное в многоквартирном жилом доме N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.06.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку данный многоквартирный жилой дом признан аварийным только в 2014 году, он не был включен в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах". Отселение граждан из аварийного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН запланировано после 2017 года.
Принимая во внимание, что у истца возникло право на обеспечение равнозначным благоустроенным жилым помещением, но Щебуняев А.В. и его супруга продолжают проживать в аварийном и непригодном для проживания доме, иного жилого помещения в собственности не имеют, суд нашел заявленные прокурором исковые требования об обязании Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить Щебуняеву А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 20,65 кв.м обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47.
В соответствии с абз. 2 п. 49 указанного Постановления на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как разъяснено в абз. 5 раздела 3 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом ВС РФ 29.04.2014 года, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, таких оснований, позволяющих при наличии установленных сроков отселения граждан из аварийного жилья обязать орган местного самоуправления предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, из дела не усматривается.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.06.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым многоквартирный жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу, установлен 4-месячный срок до 06.10.2014 года, в течение которого граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, должны быть выселены в жилые помещения маневренного фонда до предоставления благоустроенного жилого помещения.
Таким образом, Администрацией г. Ростова-на-Дону в рамках предоставленных данному органу полномочий проведены мероприятия, предусмотренные законодательством: определен статус жилого дома как аварийный и подлежащий сносу, принято решение об отселении жильцов из аварийного дома и установлен срок такого отселения.
Согласно сведениям, изложенным в отзывах на иск Администрацией г. Ростова-на-Дону, Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 07.04.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН многоквартирный жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН включен в адресный реестр аварийного жилищного фонда. В настоящее время осуществляется отселение жителей из домов, признанных аварийными до 01.01.2012 года в рамках реализации областной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 18.04.2013 года N 196.
Поскольку дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным только в 2014 году, он не был включен в областную адресную программу. Таким образом, вопрос о переселении граждан из данного дома будет решаться после реализации указанной областной программы, которая завершится только в 2017 году.
Щебуняев А.В., занимающий вместе с супругой ФИО10 комнату N 13 в жилое помещение N 9 коммунальной квартиры N 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании договора социального найма от 10.04.2011 года, обратился в прокуратуру с заявлением об обеспечении его жилым помещением 23.03.2016 года, то есть спустя около полутора лет после истечения установленного Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.06.2014 года четырехмесячного срока.
Вместе с тем, указанный четырехмесячный был установлен для отселения граждан из аварийного дома в жилые помещения маневренного фонда до обеспечения другим благоустроенным жилым помещением, в связи с чем истечение такого срока не указывает на нарушение прав истца по неисполнению обязанности Администрации г. Ростова-на-Дону по внеочередному предоставлению Щебуняеву А.В. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма.
Такое обеспечение жильем по договору социального найма в силу положений действующего законодательства возможно лишь в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ прокурором не приведено допустимых, достоверных и достаточных доказательств тому, что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в редакции от 02.08.2007 года N 494, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В дело представлено техническое заключение о состоянии несущих конструкций жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН за 2007 год, согласно которому выявлено ухудшение эксплуатационных характеристик, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований фундаментов, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (кирпичные стены имеют деформации, деревянные конструкции перекрытия первого, второго, чердачного перекрытия и стропильной системы жилого дома имеют значительную степень биологического повреждения элементов).
Вместе с тем указанное доказательство содержит сведения о состоянии многоквартирного дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН а, которые были известны и учтены на момент принятия Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.06.2014 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, учитывая, что администрация исполнила обязанности, предусмотренные ЖК РФ и указанным выше Положением, по принятию решения о расселении жильцов из аварийного дома в помещения маневренного фонда, установиласрок отселения, нарушение прав истца органом местного самоуправления в данной ситуации отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска прокурора о предоставлении жилого помещения по договору социального найма у суда не имелось.
На основании вышеизложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, вынести новое решение, которым прокурору, обратившемуся в интересах Щебуняева А.В. в иске к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июля 2016 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах Щебуняева А.В. отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.