Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.,
судей Голубовой А.Ю., Лукьянова Д.В.
при секретаре Макаренко З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова Р.В. к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании нуждающимся в жилом помещении по апелляционной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 июля 2016г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Федотов Р.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее-ЮРУЖО) о признании нуждающимся в жилом помещении, указав в обоснование заявленных требований, что с 01.08.1996 по 03.06.2009 состоял на службе в Вооруженных Силах РФ, 21.03.2006 Майкопской КЭЧ он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения. 03.06.2009 истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, снят со всех видов обеспечения и исключен из списков личного состава части. За весь период прохождения службы жилым помещением он обеспечен не был. При увольнении Федотов Р.В. в рапорте указал, что жилой площадью по нормам, установленным действующим законодательством, не обеспечен и просит предоставить жилье в г.Туле. Согласно выписке из приказа Командующего войсками СКВО от 14.05.2009 Федотов Р.В. жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание при увольнении остаться в списке очередников на получение жилой площади по установленным нормам. В 2013г. истец проверял свой статус в списке очередников, однако своей фамилии там не обнаружил, в связи с чем, обратился по данному вопросу с заявлением в ЮРУЖО, получил ответ, в котором сообщалось, что Федотов Р.В. был снят с учета 24.02.2010, ему было рекомендовано обратиться повторно, предоставив необходимый пакет документов. В ноябре 2015г. истец обратился к ответчику, предоставив необходимые документы, однако решением ЮРУЖО от 26.03.2016 Федотову Р.В. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по причине отсутствия у него статуса военнослужащего на момент обращения.
Считая данное решение необоснованным и незаконным, истец, уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, просил признать его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма с 25.11.2008г.
Решением суда от 12 июля 2016г. исковые требования Федотова Р.В. удовлетворены.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.49, 51 ЖК РФ, Федеральным Законом от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280, и исходил из того, что Федотов Р.В., принятый в установленном законом порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения по договору социального найма.
ЮРУЖО в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Федотова Р.В., полагая, что реализация права военнослужащего на признание нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно), и на получение жилого помещения носит заявительный характер. Для признания военнослужащего - гражданина, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (либо в собственность бесплатно), гражданин должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении данного жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части. В ЮРУЖО в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сведения о Федотове Р.В. отсутствуют. Согласно автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), переданной Майкопской КЭЧ района, Федотов Р.В. 21.03.2006 был поставлен на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, на тот момент оснований для признания Федотова Р.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не имелось (выслуга менее 10 лет, назначен на воинскую должность после 01.01.1998, к увольнению не подлежал).
Заявитель также указывает, что, поскольку Федотов Р.В. на момент обращения в ЮРУЖО с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях утратил статус военнослужащего, то у него отсутствуют правовые основания для признания права на обеспечение жильем за счет Министерства обороны РФ.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Ранее действовавшая Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N80, устанавливала, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях:
улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации;
выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Федотов Р.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с 01.08.1996 по 03.06.2009, приказом командующего войсками СКВО N0160 от 14.05.2009 Федотов Р.В. досрочно уволен с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, продолжительность военной службы на момент увольнения в календарном исчислении у него составила 12 лет 10 месяцев 2 дня.
Из материалов дела усматривается, что в период прохождения военной службы Федотов Р.В. в установленном законом порядке был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения, при этом, за все время прохождения военной службы Федотов Р.В. жилой площадью не обеспечивался.
В 2015г. истец обратился в ЮРУЖО с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.
Решением ЮРУЖО от 26.03.2016 Федотову Р.В. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, ему отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что он не имеет статуса военнослужащего.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что Федотов Р.В. в период прохождения военной службы в установленном на тот момент порядке был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на соответствующий учёт, жилым помещением до настоящего времени не обеспечен, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о неправомерности решения ЮРУЖО от 26.03.2016 об отказе в принятии Федотова Р.В. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу ЮРУЖО, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Судебная коллегия отклоняет доводы ЮРУЖО об отсутствии у Федотова Р.В. в настоящее время статуса военнослужащего, как основание для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на момент увольнения с военной службы в 2009г. Федотов Р.В. уже был в установленном на тот момент законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, и в настоящее время требования Федотова Р.В. фактически сводятся к восстановлению на учёте нуждающихся в жилом помещении, но применительно к действующему сейчас порядку учёта таких граждан.
Судебная коллегия также отклоняет ссылки ЮРУЖО в апелляционной жалобе на то, что в период прохождения военной службы Федотов Р.В. был постановлен только на учёт нуждающихся, но в предоставлении служебного жилого помещения, исходя из следующего.
В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на снования своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.
Согласно п.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, в подтверждение своих доводов о том, что он был в установленном законом порядке до увольнения с венной службы принят на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Федотов Р.В. представил справку Майкопской КЭЧ района от 11.06.2009 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (д.д.12), содержание которой полностью согласуется с рапортом Федотова Р.В. на увольнение от 25.11.2008 (л.д.9) и приказом Командующего войсками СКВО от 14.05.2009 об увольнении Федотова Р.В. (л.д.10), из которых следует, что Федотов Р.В. жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Поскольку Федотов Р.В. после увольнения с военной службы не мог претендовать на получение от Министерства обороны РФ служебного жилого помещения, то указанные выше справка, рапорт Федотова Р.В. и приказ Командующего войсками СКВО подтверждают то, что до увольнения с военной службы Федотов Р.В. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и состоял на соответствующем учёте, при том, что основание увольнения и имевшаяся у него выслуга позволяла признать Федотова Р.В. нуждающимся в предоставлении указанного жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что ЮРУЖО не представило достоверных, допустимых и достаточных доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства и свидетельствующих о том, что Федотов Р.В. перед увольнением с военной службы не имел права быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и не признавался таковым.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ЮРУЖО нет.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 июля 2016г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ "Южное региональное управлении жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 октября 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.