Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей Молотиевского А.Г., Минасян О.К.,
с участием прокурора Черновой Е.В.,
при секретаре Назаренко М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора в интересах Попова Н.Д. к Администрации г. Азова об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, по апелляционной жалобе Администрации г. Азова на решение Азовского городского суда Ростовской области от 12 июля 2016г. Заслушав доклад судьи Минасян О.К., судебная коллегия
установила:
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Попова Н.Д. к администрации г. Азова Ростовской области об обязании обеспечить Д.А. жилым помещением.
В обоснование своих требований прокурор ссылался на то, что Попов Н.Д. является инвалидом 1 группы, страдает заболеванием, указанным в п. 3 Перечня заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817, что подтверждается справкой медицинского учреждения.
Постановлением администрации Азовского района Ростовской области от 31.03.2014 г. N 597 он принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием у него заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.
Однако до настоящего времени Попов Н.Д. жилым помещением не обеспечена, зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, где также зарегистрирован и проживает его сын ФИО5, чем нарушено ее право на жилище.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Азовский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию г. Азова Ростовской области предоставить Попову Н.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже санитарных норм, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 12 июля 2016 г. исковые требования Азовского межрайонного прокурора удовлетворены, на администрацию г. Азова возложена обязанность предоставить Попову Н.Д. благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма.
В апелляционной жалобе администрацию г. Азова просит отменить судебный акт как незаконный, в удовлетворении заявления у Азовского межрайонного прокурора отказать.
Апеллянт приводит доводы о том, что согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 указанного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2 ст. 17 Закона).
В апелляционной жалобе указано на то, что Администрация города Азова не наделена в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, следовательно, отсутствует обязанность по предоставления жилья соответствующей категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях граждан из муниципального жилого фонда.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав помощника прокурора Ростовской областной прокуратуры Чернову Е.В., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая решение, суд руководствовался ст. ст. 49, 50, 57 ЖК РФ, ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 6 Областного закона РО от 07.10.2005 (с изменениями на 06.05.2016) N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ и исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
К такому выводу суд пришел, установив, что Попов Н.Д. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Постановлением администрации Азовского района Ростовской области от 31.03.2014 г. N 597 Попов Н.Д. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением в список внеочередного предоставления жилья, как семья, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
У истца как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, имеется право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты.
Поскольку п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлен особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в нем категорий граждан, к которой относится Попов Н.Д., суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом того, что Попов Н.Д. является правообладателем жилого помещения - АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, право собственности на данное жилое помещение у него возникло на основании договора приватизации, из которого следует, что Попову Н.Д. была передана в собственность квартира, состоящая из 1 комнаты площадью 17,3 кв.м, в которой он проживает вместе с сыном, суд обязал ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную площадь.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.Как следует из апелляционной жалобы Администрации г. Ростова-на-Дону, доводы апеллянта сводятся к несогласию с выводами суда о возложении обязанности по предоставлению Попову Н.Д. жилого помещения по договору социального найма на орган местного самоуправления.
Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными и подлежащими отклонению в связи со следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Попов Н.Д состоит на учете граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма с 31.03.2014, в связи, с чем вопрос об обеспечении его жилым помещением должен решаться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно ФЗ от 06.10.2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
На основании приведенных норм обязанность по предоставлению жилья Попову Н.Д. правильно возложена судом на Администрацию города Азова.
Более того в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 года N 551-О-О указано, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что в отношении категории лиц, к которой относятся Попов Н.Д., вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) ему не может быть предоставлено.
Вместе с тем отсутствие урегулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить этих граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к спорным правоотношениям суд обоснованно применил положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
С учетом изложенного довод апеллянта о том, что обеспечение жильем категории лиц, к которой отнесен Попов Н.Д ... является государственным обязательством и не может быть возложено на орган местного самоуправления, отклоняется как несостоятельный и не влекущий отмену правильного по существу судебного постановления.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы администрации г. Ростова на Дону, в связи с чем решение оставляет без изменения, а жалобу апеллянта - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 12 июля 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Азова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 14.10.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.