Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе
председательствующего Хомич С.В.,
судей Молотиевского А.Г., Богдановой Л.В.
при секретаре Макаренко З.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГОО "Ростовский союз защиты прав потребителей" в интересах Ковальцовой Л.А. к ТСЖ "ДОН" о признании неправомерными действий по отказу в допуске к эксплуатации приборов учета, защите прав потребителей, по апелляционной жалобе ГОО "Ростовский союз защиты прав потребителей" в интересах Ковальцовой Л.А. на решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.07.2016, заслушав доклад судьи Молотиевского А.Г., судебная коллегия
установила:
ГОО "Ростовский союз защиты прав потребителей" обратилась в интересах Ковальцовой Л.А. в суд с иском к ТСЖ "ДОН" о признании неправомерными действий по отказу в допуске к эксплуатации приборов учета, защите прав потребителей, ссылаясь на то, что Ковальцова Л.А. является собственником АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН".
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "ДОН".
04.09.2014 истицей Ковальцовой Л.А. от ТСЖ "ДОН" было получено уведомление N 15 о необходимости поверки (замены) счетчиков холодного и горячего водоснабжения.
21.10.2014 Ковальцовой Л.А. заключен договор N 1547 на оказание услуг по проливке приборов учета потребления воды.
23.10.2014 года ей были выданы акты N 1667 и N 1668 обследования приборов ВСКМ 90-15 на стояках горячего и холодного водоснабжения.
Также, Ковальцовой Л.А. получены свидетельства о поверке N 01-014321.14 и N 01.014324.14 от 23.10.2014, выданные ФБУ "Ростовский ЦСМ" о пригодности счетчиков холодной и горячей воды к применению.
09.12.2014 ответчик для введения приборов учета в эксплуатацию, потребовал от истицы паспорта на приборы учета воды, установленные в ее квартире.
16.12.2014 года истица повторно уведомила ответчиков об отсутствии у нее паспортов на приборы учета холодной и горячей воды, указав, что данные документы отсутствуют с момента приобретения ее жилья на вторичном рынке. Отказом ввода в эксплуатацию данных приборов учета Ковальцовой Л.А. причиняются убытки в виде начислений платежей по нормативу потребления по статья "холодное водоснабжение" и "горячее водоснабжение", "водоотведение х/в и г/в".
На основании изложенного, истец просил суд: признать неправомерными действия ТСЖ "ДОН" по отказу в допуске в эксплуатацию счетчика ВСКМ 90-15 на холодной и горячей воде, установленных по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, признать неправомерными действия ТСЖ "ДОН" по начислению платежей по статьям "холодное водоснабжение" и "горячее водоснабжение", "водоотведение х/в" и "водоотведение г/в" по нормативу за период с февраля 2015 по январь 2016 в размере 4 550,55 руб., взыскать с ответчика денежные средства в размере 1 320 руб. в счет услуг по поверке водомеров, а также 7 000 руб. в счет оказания юридических услуг, возмещение морального вреда в размере 30 000 руб., а также штраф.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28.07.2016 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГОО "Ростовский союз защиты прав потребителей" в интересах Ковальцовой Л.А. ставит вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного и просит принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований, оспаривая выводы суда об отсутствии обращения Ковальцовой Л.А. к ответчику и о не предоставлении ею свидетельств о поверке счетчиков.
Заявитель жалобы полагает, что Ковальцова Л.А. надлежащим образом исполнила свои обязанности по направлению исполнителю копий свидетельств о поверке, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ.
При этом, ТСЖ "Дон" отказало в документальном оформлении ПУ, ссылаясь только на отсутствие паспортов с отметками о поверке в них, в то время как ФБУ "Ростовский ЦСМ" выдало Ковальцовой Л.А. свидетельство о поверке, которое в соответствии с п.4 ст. 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.05.08г. N 102 ФЗ оформляется при положительном результате поверки. Согласно же разъяснения ФБУ "Ростовский ЦСМ" от 11.09.2015 N45/15 12/2421 отсутствие паспорта на счетчик воды не является основанием для отказа в допуске его к эксплуатации, т.к. в свидетельстве о поверке содержится вся необходимая информация о средстве измерений.
Апеллянт также оспаривает указание суда на то, что в данном случае должен был быть составлен акт ввода ПУ в эксплуатацию, поскольку такой акт должен составляться только в случае снятия (демонтажа) ПУ для поверки и установки его вновь после прохождения поверки. Ковальцова же произвела поверку ПУ на месте, без его демонтажа.
Ковальцова Л.А. и представитель ГОО "Ростовский Союз защиты прав потребителей" Кириллова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержали доводы жалобы, просили отменить вынесенное решение.
Представитель ТСЖ "Дон" Рустамова А.С., действующая на основании доверенности, просила оставить вынесенное решение без изменения, поскольку требование предоставления паспорта ИПУ установлено в Постановлении Правительства РФ N 824, таким образом, действия ТСЖ находятся в рамках правового поля.
В заседание судебной коллегии третье лицо: представитель ООО "Сервис Комфорт" не явился, о месте, времени рассмотрения жалобы извещен; судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены вынесенного решения.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 2, 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 80 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и исходил из того, что Ковальцова Л.А. с заявлением установленной формы не обращалась в ТСЖ "ДОН" по вопросу ввода прибора учета в эксплуатацию.
Суд первой инстанции указал, что в случае обращения в ТСЖ должен был быть составлен акт ввода прибора учета в эксплуатацию, подписанный потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. При отсутствии же у ТСЖ сведений о вводе прибора учета в эксплуатацию, его поверке и пригодности к применению, ответчиком правомерно производилось начисление оплаты коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению.
Судебная коллегия соглашается с правильностью приведенных выводов суда первой инстанции и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При этом порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также перерасчета размера такой платы урегулирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
На основании п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Согласно п. 80 указанного Постановления Правительства РФ учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
При этом, к использованию допускаются только приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу п. 81 указанного Постановления Правительства РФ оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
показания прибора учета на момент его установки;
дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пункту 81(3) в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
Пунктом 81(4) предусмотрено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. (пункт 81(5) Постановления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Как следует из материалов дела Ковальцовой Л.А. принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН осуществляет ТСЖ "ДОН".
04.09.2014 ТСЖ "ДОН" в адрес Ковальцовой Л.А. было направлено уведомление N 15 о необходимости поверки (замены) счетчиков холодного и горячего водоснабжения.
Во исполнение указанного требования, Ковальцова Л.А. 23.10.2014 получила в ФБУ "Ростовский ЦСМ" акт N 1667 обследования прибора ВСКМ 90-15 на горячей воде и акт N 1668 обследования прибора ВСКМ 90-15 на холодной воде, а также свидетельства о поверке N 01-014321.14 и N 01.014324.14 от 23.10.2014 о пригодности приборов учета холодной и горячей воды к применению.
Между тем, из материалов дела также следует, что в установленном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" порядке Ковальцова Л.А. с заявлением о вводе в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения в ТСЖ "Дон" не обращалась и соответственно в эксплуатацию они не вводились.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормативные положения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных в интересах Ковальцовой Л.А. требований, поскольку, несмотря на прохождение поверки установленных в ее квартире приборов учета потребления горячей и холодной воды, Ковальцовой Л.В. не был соблюден порядок их ввода в эксплуатацию.
Основания для признания незаконными действий ТСЖ "ДОН" по отказу в допуске в эксплуатацию вышеуказанных приборов учета также отсутствуют, поскольку невозможность их вода в эксплуатацию обусловлена не действиями ответчика, а несоблюдением требований вышеуказанных пунктов Постановления Правительства РФ самой Ковальцовой Л.В., не представившей в ТСЖ полный комплект документов, который предусмотрен п. 81 указанного выше Постановления Правительства РФ.
При отсутствии у ТСЖ сведений о вводе приборов учета холодной и горячей воды в эксплуатацию, начисление оплаты за потребление холодной и горячей воды обосновано обоснованно производилось ТСЖ, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и правильность таких начислений за январь и февраль 2016 истцом опровергнута не была.
Поскольку судом первой инстанции не было установлено нарушений прав Ковальцовой Л.В. как потребителя какими-либо действиями ТСЖ, являются правильными и выводы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных нормами Закона РФ "О защите прав потребителей".
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы поскольку они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а сводятся в основном к неправильному толкованию норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам спора.
Так, является несостоятельной позиция апеллянта о том, что в данном случае Ковальцовой Л.В. не требовалось обеспечивать ввод индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в эксплуатацию, со ссылкой на то, что такие приборы фактически не демонтировались.
Между тем, постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" связывает с прохождением очередной поверки безусловную необходимость ввести индивидуальный прибор учета в эксплуатацию вновь, вне зависимости от того, каким образом такая поверка производилась. Данное требование предусмотрено п. 81(14) указанного Постановления Правительства РФ, согласно которому ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил.
Судебная коллегия также отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что отсутствие паспортов на индивидуальные приборы учета (не представление их исполнителю) не является основанием для отказа в допуске его к эксплуатации, поскольку обратное следует из п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, согласно которому к заявке потребителем должна обязательно быть приложена копия паспорта на прибор учета.
При этом в силу пункта 81(4) в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию обязательной проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте и соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора - для осуществления чего исполнителю безусловно требуется паспорт индивидуального прибора учета.
Несоответствие же прибора учета приведенным выше положениям, предусмотренным пунктом 81(4), является самостоятельным и достаточным основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию
Каких-либо иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба ГОО "Ростовский союз защиты прав потребителей" не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ГОО "Ростовский союз защиты прав потребителей" не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.07.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГОО "Ростовский союз защиты прав потребителей" в интересах Ковальцовой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.