Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего - Суярковой В.В.,
судей - Шкобенёвой Г.В.,
- Гоменок З.И.,
при секретаре - Чеплянской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФГА на решение Фокинского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФГА и ФСГ к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Брянской области - г. Брянск о признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2015-2020 годы и во включении в списки получателей государственного жилищного сертификата".
Заслушав доклад судьи Шкобенёвой Г.В., объяснения ФГА и его представителя - САЮ, ФСГ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГА обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Володарского районного суда г. Брянска от 23 сентября 2013 года за ним признано право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2015-2020 годах, в связи с чем суд обязал ответчика включить его в список кандидатов получателей государственного жилищного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ им получено от ответчика уведомление о признании его участником указанной подпрограммы.
Однако, при подаче заявления и необходимых документов он просил включить в список получателей не только его, но и членов его семьи - дочь ФСГ
В сентябре 2015 года ему стало известно, что в список получателей включен только он, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес ответчика запрос, на что был получен ответ о включении его в список кандидатов получателей государственного жилищного сертификата, однако без членов семьи. Просил суд: признать его право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2015-2020 годы и во включении в списки получателей государственного жилищного сертификата", с составом семьи 2 человека; обязать ответчика включить его и его дочь - ФСГ в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов.
В рамках рассмотрения данного дела ФСГ обратилась в Фокинский районный суд г. Брянска с иском к Территориальному отделению в Брянской области - г. Брянск ФГКУ "Западрегионжилье" о признании ее права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2015-2020 годы и во включении в списки получателей государственного жилищного сертификата".
Определением Фокинского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ ФСГ привлечена для участия в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 31 мая 2016 года исковые требования ФГА и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования - ФСГ к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Брянской области - г.Брянск о признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2015-2020 годы и во включении в списки получателей государственного жилищного сертификата", оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФГА просит решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении его исковых требований в полном объеме. Указывает, что суд не принял во внимание положения пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, утвердившего "Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "жилище" на 2002 - 2010 и последующие годы", согласно которому, членами семьи гражданина - участника программы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга, их дети и родители гражданина - участника программы.
ФГА и его представитель САЮ в апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ФСГ в апелляционной инстанции, также пояснила, что с доводами апелляционной жалобы согласна, просила решение Фокинского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Брянской области - г. Брянск. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение лиц участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение Фокинского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Право на жилище представляет собой провозглашенное Конституцией Российской Федерации социально-экономическое право, в соответствии с которым каждому гарантируется надежное и устойчивое пользование тем жилищем, которое он занимает, а также возможность приобрести новое жилище и улучшать свои жизненные условия при содействии органов государственной власти и местного самоуправления.
Выдача государственных жилищных сертификатов с 2006 года осуществляется в рамках подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством", утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2015 годов Постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, действие указанной подпрограммы продлен до 2015 года. В целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы" 21 марта 2006 года принято постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы".
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Судом первой инстанции установлено, что ФГА осуществлял свою трудовую деятельность в ФКУ " "данные изъяты"" со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ФГА вместе с дочерью ФСГ проживал и проживает в настоящее время по адресу: "адрес", "адрес". Данный городок включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. Указанная квартира предоставлена ФГА как служебное жилье.
Территориальным отделением в "адрес" ФГКУ "Западрегионжилье" ФГА было отказано во включении его в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2011-2015 годы и во включении в списки получателей государственного жилищного сертификата".
Решением Володарского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ по иску военного прокурора в интересах ФГА признан незаконным отказ Территориального отделения в Брянской области - г. Брянск ФГКУ "Западрегионжилье" во включении ФГА в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2011-2015 годы и во включении в списки получателей государственного жилищного сертификата", и ФГА признано право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2011-2015 годы, в связи с чем суд обязал ответчика включить ФГА в список кандидатов получателей государственного жилищного сертификата.
В настоящее время действие данных программ продлено на 2015-2020 годы.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец ФГА реализовал право в отношении себя на включение в списки по указанной целевой программе.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что на момент принятия решения Володарским районным судом ДД.ММ.ГГГГ право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2011-2015 годы имел не только ФГА но члены его семьи - дочь ФСГ Судом первой инстанции не учтено, что требования о включении ФГА и членов его семьи в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов были заявлены при рассмотрении вышеуказанного гражданского дела (л.д. 15). Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в части признания права на участие в жилищной программе ФСГ как члена семьи ФГА не отказано в удовлетворении требований.
Судебная коллегия полагает, что при таких обстоятельствах суду первой инстанции необходимо было рассмотреть право ФСГ на участие в подпрограмме как члена семьи ФГА, а не её самостоятельное право на жильё как военнослужащей в соответствии со статёй 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно пункта 17 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (ред. от 05 июля 2016 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы") применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы в связи с переселением из закрытых городков, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители. Статус ФСГ не изменился с момента признания права на участие в программе ФГА Указанное положение действовало и ранее.
Принимая во внимание, что на момент обращения в суд в 2013 году ФГА его дочь ФСГ имела право на участие в в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2011-2015 годы, до настоящего времени её статус члена семьи ФГА не изменился, место жительство также не изменено, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФСГ как член семьи ФГА имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2015-2020 годы" и подлежит включению в списки получателей государственного жилищного сертификата" совместно с отцом ФГА как член его семьи.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь пунктами 1 и 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 мая 2016 года отменить принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования ФГА и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования - ФСГ.
Признать право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программой Жилище на 2015-2020 годы и включить в списки получателей государственного жилищного сертификата" ФГА с составом семьи 2 человека, в том числе, дочь ФСГ.
Председательствующий
В.В. Суяркова
Судьи
Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.