Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
с участием прокурора Нагорнова А.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Мелекесского районного Ульяновской области от 14 июля 2016 года, по которому постановлено:
Исковое заявление прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу М*** А*** В*** убытки, связанные с приобретением лекарственных средств *** в период с января по май 2016 года, в сумме 18244 рубля 48 копеек.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ГУЗ "Рязановская участковая больница" Кочемазова А.В. , возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Нагорнова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетнего М*** А.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ "Рязановская участковая больница" о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить медицинскими препаратами, о взыскании денежных средств за приобретение медицинских препаратов .
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что М*** А.В., *** г.р., согласно выписке эпикриза ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева", М*** А.В. признан нуждающимся в непрерывном систематическом употреблении лекарственных средств *** 500 мг, *** 500 мг (аналог ***).
Кроме того, согласно выпискам из медицинской карты амбулаторного больного N 3669п от 12.04.2015, N 1436л от 12.04.2016 ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева" лечащим врачом М*** А.В. рекомендовано прекратить прием лекарственного препарата *** и принимать лишь лекарственный препарат *** или аналог *** в связи с ухудшением состояния здоровья.
Несмотря на назначения врача, М*** А.В. в январе-мае 2016 года лекарственными препаратами *** 500 мг или аналог *** 500 мг обеспечивался нерегулярно.
В этой связи, мать несовершеннолетнего М*** Л.Н. была вынуждена потратить собственные денежные средства в размере 18 244,48 рублей на приобретение указанных медицинских препаратов *** 500 мг или аналог *** 500 мг.
Просил признать бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ "Рязановская участковая больница", выразившееся в несвоевременном обеспечении М*** А.В. медицинскими препаратами *** 500 мг или *** 500 мг незаконным. Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу М*** Л.Н. денежные средства в размере 18 244 рубля 48 копеек, затраченные на приобретение указанных медицинских изделий для ребенка-инвалида М*** А.В.
Рассмотрев данный спор, суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Считает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Указывает, что заявка от ГУЗ "Рязановская участковая больница" на закупку лекарственного препарата "***" для несовершеннолетнего М*** А.В. в Министерство не подавалась и правовые основания для закупки по торговому наименованию у Министерства не возникли. Рецепты на получение лекарственного препарата *** в январе, феврале 2016 года лечащим врачом ГУЗ "Рязановская участковая больница" не выписывались. Льготный рецепт за март на лекарственный препарат *** был обслужен. Соответственно правовых оснований для возмещения денежных средств по чекам за январь, февраль, март 2016 года у Министерства не имеется. По мнению автора жалобы, надлежащим ответчиком по требованию о возмещении денежных средств по чекам за апрель, май 2016 года является ГУЗ "Рязановская участковая больница".
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Мелекесского района Ульяновской области просит жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Представители истца, ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Статьей 6.1 названного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Из материалов дела следует, что М*** А*** В***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом.
Согласно выписке из протокола врачебной комиссии N 8 от 04.07.2016 М*** А.В. находится на "Д" учете с диагнозом: ***; находился на постоянной терапии ***. В апреле 2016 года препарат заменен на аналог - ***. С этого времени у ребенка отмечается ухудшение состояния. Решением врачебной комиссии ребенку не показаны аналоговые препараты ***.
Согласно медицинской карте М*** А.В. ему рекомендовано 31.03.2015 продолжить прием *** постоянно длительно, 13.10.2015 - продолжить прием *** постоянно длительно.
Как установлено судом, на препарат *** истцу рецепты не выписывались с 01.01.2016 из-за отсутствия данного лекарственного препарата в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р.
Ранее данный препарат был включен в формулярный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.01.2010 N 23-П.
Таким образом, необходимость приема указанного лекарственного препарата для поддержания жизнедеятельности ребенка-инвалида М*** А.В. подтверждена представленными в материалы дела доказательствами. Доказательств изменения М*** А.В. рекомендованного лекарственного препарата и показания ему аналоговых препаратов, в процессе рассмотрения дела не представлено.
Данный препарат ребенку не выписывался с января 2016 года и согласно заявлению матери ребенка, она была вынуждена приобретать данный препарат за свой счет. Так, с января по май 2016 года матерью М*** А.В. приобретены за личные денежные средства лекарственные средства: ***. на сумму 14802 рубля 20 копеек, ***. - на сумму 3442 рубля 18 копеек, всего на общую сумму 18244 рубля 48 копеек.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не выполнены обязательства по обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение бесплатно, указанная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.
Доказательств того, что ребенок был обеспечен лекарственными препаратами в объеме, рекомендованном врачом, ответчиком в суд первой инстанции представлено не было.
Возражения ответчика о том, что лекарственный препарат *** отсутствует в перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, не могут быть приняты во внимание, поскольку оказание М*** А.В. медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать его право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.
Более того, не предоставление М*** А.В. лекарственных препаратов, в рекомендованных лечащим врачом дозировках, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.
Иные доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.