Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 04 октября 2016 г. по делу N 33а-353/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В.,
судей Сивова В.В. и Тарабакина А.В.,
при секретаре судебного заседания Гусевой И.В.,
с участием представителя административных ответчиков Пелых В.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Абаканского гарнизонного военного суда от 23 июня 2016 года по административному иску военнослужащего войсковой части ... старшего сержанта Гладкого А.Н. об оспаривании состоявшегося в отношении него решения начальника федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Учреждение) о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее по тексту - субсидия) в части её размера.
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения, доводы жалобы, объяснения представителя административных ответчиков Пелых В.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционного обращения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением начальника Учреждения от 17 мая 2016 года N ... административному истцу на состав семьи из пяти человек (он, супруга и трое детей) предоставлена субсидия в размере ... рублей ... копеек из расчёта норматива общей площади жилого помещения 69,33 квадратных метров и поправочного коэффициента 2,375 ).
В июне 2016 года Гладкий оспорил данное решение в гарнизонном военном суде, полагая, что при определении размера субсидии указанный норматив должен составлять 90 квадратных метров.
По итогам разбирательства дела требования административного истца о признании незаконным решения начальника Учреждения и возложении на это должностное лицо обязанности по перерасчёту субсидии оставлены без удовлетворения.
В жалобе её автор, выражая несогласие с состоявшимся судебным актом, просит его отменить по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), и удовлетворить административный иск.
В подтверждение, ссылаясь на обстоятельства спора, исследованные по делу доказательства, отдельные положения федерального законодательства, практику Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, Гладкий приводит доводы, сводящиеся к следующим утверждениям:
- уменьшение норматива общей площади жилого помещения на 20,67 квадратных метров при определении размера субсидии ошибочно продиктовано фактом его регистрации по месту жительства родителей, так как после заключения брака в 1996 году он утратил право пользования соответствующей квартирой в связи с выездом из неё;
- суд необоснованно счёл необходимым представление доказательств о принятии им (административным истцом) обязательства по сдаче указанного жилья.
По результатам рассмотрения дела окружной военный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционного обращения.
Гарантированное статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Так, пунктом 14 статьи 15 Закона определены специальные условия для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (см. пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Приведённые требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О и др.).
Субсидия, о которой упоминается в пункте 16 статьи 15 Закона, является одной из разновидностей такой формы реализации военнослужащими права на жилище как предоставление денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений. Следовательно, указанные выше положения в равной степени распространяются на обозначенную выплату, поскольку иное не вытекает из Закона.
Правила расчёта субсидии утверждены постановлением Правительство Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76.
Согласно им расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого в установленном порядке. Так, на семью из трёх и более человек указанный норматив составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. При этом он подлежит уменьшению на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении данной площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, её освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения (пункты 2 - 4 Правил).
Как видно из дела, в 1977 году отцу административного истца - Г.Н.К ... на состав семьи из четырёх человек (он, супруга Г.Л.Е., дочь Г.О.Н. и сын Гладкий А.Н.) военным ведомством для постоянного проживания была предоставлена трёхкомнатная квартира N ... общей площадью 62 квадратных метра в доме N ... по улице П ... в городе А ... В 1993 году Г.О.Н. выехала из этого жилого помещения. В мае 2005 года последнее перешло в общую долевую собственность Г.Н.К. и Г.Л.Е. в порядке приватизации, от которой административный истец отказался. Как до призыва на военную службу в 1994 году, так и во время её прохождения по контракту с ноября 1995 года по сентябрь 2002 года, с апреля 2004 года по июль 2009 года, с июля 2009 год по день принятия начальником Учреждения оспоренного решения Гладкий продолжал состоять на регистрационном учёте по указанному адресу, несмотря на фактическое проживание после заключения брака в 1996 году в других жилых помещениях. Вопрос об утрате административным истцом права пользования обозначенной квартирой в судебном порядке не инициировался. Обязательства о её освобождении и передаче Министерству обороны Российской Федерации он не давал. Единственным местом прохождения Гладким военной службы по контакту являлся город А ... ).
Таким образом, по делу установлено, что со дня вселения в указанное жильё, предоставленное государством, административный истец занимал его в качестве члена семьи нанимателя, в связи с чем наравне с последним пользовался жилым помещением. В дальнейшем он подтвердил право пользования квартирой на условиях, установленных договором социального найма, при безвозмездной передаче её родителям в собственность. Следовательно, в силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" после приватизации упомянутого жилого помещения бывшими членами его семьи Гладкий сохранил право пользования им на тех же условиях.
При таких обстоятельствах нахождение административного истца на регистрационном учёте в названной квартире до настоящего времени в совокупности с изложенным выше свидетельствует о сохранении Гладким на 17 мая 2016 года права пользования этим жильём, третья часть общей площади которого составляет 20,67 (62 : 3) квадратных метров.
Содержащаяся в жалобе иная точка зрения по вопросу истолкования законодательства, относящегося к спорным отношениям, а также на обстоятельства дела, апелляционной инстанцией не разделяется, поскольку противоречит представленным материалам и подлежащим применению правовым нормам.
С учётом этого надлежит констатировать, что гарнизонный военный суд обоснованно счёл решение должностного лица об уменьшении административному истцу норматива общей площади жилого помещения при исчислении субсидии законным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Абаканского гарнизонного военного суда от 23 июня 2016 года по административному иску Гладкого А.Н. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий по делу В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.