Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Нижегородцевой И.Л., Крашенинниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Грязновой Н.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Киселевой Л.А.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2016 года
гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах Киселевой Л.А., к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении,
и, заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя Киселевой Л.А. по доверенности Рогожкиной О.А., прокурора Абакарова М.А.,
УСТАНОВИЛА:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском, действуя в интересах Киселевой Л.А., к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области, в обоснование которого указано нижеследующее. Арзамасской городской прокуратурой по обращению Рогожкиной О.А. проведена проверка законности отказа администрации Арзамасского муниципального района в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Киселевой Л.А., которая является вдовой умершего участника ВОВ. 31.03.2016 года Киселева Л.А. обратилась в администрацию Арзамасского района Нижегородской области с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом ветеранам-участникам ВОВ и членам их семей. Постановлением администрации Арзамасского района Нижегородской области от 15.04.2016 года N 332 Киселевой Л.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Киселева Л.А. зарегистрирована и проживала одна в жилом доме по адресу: " ... ", общей площадью 33.4 кв.м. 31.01.2013 года указанный жилой дом, принадлежащий на праве собственности Киселевой Л.А., был продан, а Киселева Л.А. стала проживать в жилом помещении сына по адресу: " ... ". В указанной квартире кроме Киселевой Л.А. также зарегистрированы и проживают: ее сын Киселев А.И., сноха Киселева В.М., внук Киселев М.А. Данная квартира принадлежит на праве собственности Киселеву А.И., Киселевой В.М., Киселеву М.А., Савельевой И.А. Сведения о зарегистрированных правах за Киселевой Л.А. отсутствуют. Учитывая, что Киселева Л.А. проживает в жилом помещении, не принадлежащем ей ни на праве собственности, ни по договору социального найма, не является членом семьи собственника квартиры, она должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, истец, как член семьи умершего участника ВОВ, имеющего право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", имеет право на улучшение своих жилищных условий в соответствии со ст.23.2 ФЗ "О ветеранах". Каких-либо доказательств совершения Киселевой Л.А. умышленных действий с целью искусственного ухудшения жилищных условий проведенной проверкой не установлено, в связи с чем, отказывая вдове умершего участника ВОВ в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, администрацией Арзамасского района Нижегородской области существенно нарушаются жилищные права Киселевой Л.А., а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ по созданию условий, обеспечивающих ветерану достойную жизнь.
Руководствуясь положениями ст. ст.54, 51, 31 ЖК РФ, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", ст.15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ст.2, 3, 6 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", п.1, 5.1, 5.2 Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 года N 148 "Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года N 258-О-О Арзамасский городской прокурор просит суд обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области принять Киселеву Л.А. на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Киселеву Л.А. в сводный список граждан, вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а также обязать Министерство социальной политики Нижегородской области рассчитать и перечислить субвенцию, подлежащую перечислению администрации Арзамасского района Нижегородской области для осуществления выплаты Киселевой Л.А. на строительство или приобретение жилого помещения.
В судебном заседании помощник Арзамасского городского прокурора Нижегородской области - Сухарева О.Ю. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Путков А.И. иск не признал.
Истец Киселева Л.А., представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Арзамасского городского прокурора о понуждении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области принять на учет Киселеву Л.А. на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области включить Киселеву Л.А. в сводный список граждан, вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области рассчитать и перечислить субвенцию, подлежащую перечислению администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, для осуществления выплаты Киселевой Л.А. на строительство или приобретение жилого помещения, - отказано.
В апелляционной жалобе Киселевой Л.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального права. В жалобе указано, что при решении вопроса о намеренном ухудшении ветеранами ВОВ жилищных условий необходимо руководствоваться позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 19.04.2007 N253. О-О. Суд пришел к выводу, что по смыслу ст.53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом каких-либо доказательств совершения Киселевой Л.А. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий в ходе судебного заседания не добыто, в связи с чем, отказывая Киселевой Л.А. как вдове умершего участника ВОВ в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, администрацией Арзамасского района Нижегородской области существенно нарушаются жилищные права истца, а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации по созданию условий, обеспечивающих ветерану достойную жизнь.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Нижегородской области Демин В.И. просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы. Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, они полностью исследованы судом, им дана надлежащая оценка в решении, иных оснований, нарушений норм процессуального или материального права, для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Вопреки доводам апелляционной жалобы судом установлено, что доказательств в обоснование доводов прокурора о вынужденном характере отчуждения своего имущества в суд не представлено, равно как и не было представлено такой информации заявителем и в администрацию Арзамасского муниципального района при обращении Рогожкиной О.А. в интересах Киселевой Л.А. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Напротив, учитывая обращение истца о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 25.01.2012г., имеется причинно-следственная связь между действиями истца по отчуждению жилого дома и появлением у неё оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, судом правомерно признаны действия истца намеренными и приведшими к ухудшению жилищных условий. Кроме того, исходя из буквального толкования ст.53 ЖК РФ ухудшение жилищных условий составляют исключительно действия, то есть активное волевое поведение субъектов жилищных правоотношений, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения. Кроме того, со ссылкой на положения со ст. 9 ГК РФ, согласно которой граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в возражениях указано, что договор купли-продажи жилого дома Киселевой JI.A. является свободным волеизъявлением истца по отчуждению своего имущества, то есть является действием, совершенным с обоюдного согласия сторон сделки, без понуждения к заключению договора.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также поступивших относительно нее возражений, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч.2).
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ч.3).
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы в связи со следующим.
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предусмотрены ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". В частности, пп.4 п.1 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 этого Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1, 2 ст.2 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 года N 68-З "О формах и порядке представления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области":
1. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
2. По письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пп.3 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно пп.3 п.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-З отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если: граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пп.5 п.3 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-З к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Киселева Л.А. является членом семьи (женой) умершего инвалида Великой Отечественной войны Киселева И.А., что участвующими лицами не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела документами, что свидетельствует о том, что Киселева Л.А. относится к числу лиц, которые вправе претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренных пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 24.03.2016 года N 52/001/800/2016-641 Киселева Л.А. в период с 26.06.2011 года по 31.03.2013 года являлась собственником земельного участка площадью " ... "кв.м по адресу: " ... ", и с 29.07.2011 года по 31.01.2013 года являлась собственником жилого дома площадью 33.4 кв.м по адресу: " ... ".
25.01.2012 года Рогожкина О.А., действуя в интересах Киселевой Л.А., обратилась в администрацию Арзамасского района Нижегородской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области N 81 от 02.02.2012 года Киселевой Л.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ и п.2 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Из протокола рассмотрения заявлений граждан N 1 от 31.01.2012 года следует, что отказ был связан с тем, что общая площадь занимаемого ей жилого помещения составляет 33.4 кв.м, а учетная норма, установленная Решением Большетумановского сельского Совета N 34 от 29.12.2006 года, составляет 18 кв.м на одного человека.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что на момент проживания по адресу: " ... "Киселева Л.А. не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Более того, как следует из материалов дела, 31.01.2013 года Киселева Л.А. произвела отчуждение принадлежащего ей жилого помещения по адресу: " ... ".
Из искового заявления следует, что после продажи дома Киселева Л.А. проживает в жилом помещении по адресу: " ... ".
Из выписки из домовой книги по указанному адресу следует, что с 07.11.2013 года Киселева Л.А. зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства.
В соответствии со справкой о составе семьи N 703 от 24.03.2016 года по данному адресу также зарегистрированы Киселев А.И. (сын Киселевой Л.А.), Киселева В.М. (сноха Киселевой Л.А.), Киселев М.А. (внук Киселевой Л.А.).
Собственниками данного жилого помещения являются: Киселев М.А., Киселева В.М., Киселев А.И., Савельева И.А. по 1/4 доле в праве общей долевой собственности каждый, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.07.2002 года, из которых следует, что общая площадь данного жилого помещения составляет 61 кв.м.
В соответствии со справкой ГП НО Нижтехинвентаризация N 58 от 23.01.2012 года сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в Арзамасском районе Нижегородской области за Киселевой Л.А. отсутствуют.
31.03.2016 года Рогожкина О.А., действуя в интересах Киселевой Л.А., обратилась в администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области N 332 от 15.04.2016 года Киселевой Л.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ и п.3 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Из правовой позиции администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, а также Министерства социальной политики Нижегородской области следует, что вышеуказанный отказ был связан с тем, что с момента отчуждения Киселевой Л.А. жилого помещения 31.01.2013 года не прошло пять лет, данные действия являлись намеренными и привели к ухудшению жилищных условий истца.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что с учетом положений ст.53 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года N 179-З истцом при отчуждении 31.01.2013 года принадлежащего ей жилого помещения были совершены намеренные действия, приведшие к ухудшению ее жилищных условий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Поскольку с момента отчуждения жилого помещения 31.01.2013 года пятилетний срок, предусмотренный действующим законодательством, не истек, суд пришел к правильному выводу о том, что требования истца о понуждении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области принять Киселеву Л.А. на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пп.3 п.2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" удовлетворению не подлежат.
В определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 года N 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность по доказыванию приведенных обстоятельств возложена процессуальным законом (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.
В этой связи доводы прокурора о том, что отчуждение жилого помещения истцом носило вынужденный характер по причине необходимости за ней ухода, судом обоснованно не были приняты во внимание, т.к. доказательств в обоснование указанных доводов в суд не представлено.
Поскольку требования прокурора о понуждении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области принять Киселеву Л.А. на учет нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем оставлены без удовлетворения, оснований для удовлетворения производных требований прокурора о понуждении Министерства социальной политики Нижегородской области включить Киселеву Л.А. в сводный список граждан, вставших на учет и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и рассчитать, перечислить субвенцию, подлежащую перечислению администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, для осуществления выплаты Киселевой Л.А. на строительство или приобретение жилого помещения, обоснованно признаны не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, отмечая, что доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены судебного решения, поскольку направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселевой Л.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.