Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Парменычевой М.В., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парменычевой М.В.
09 сентября 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Червяковой Л.В. на решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 12 июля 2016 года, которым постановлено:
"Червяковой Л.В. в удовлетворении исковых требований отказать".
По делу установлено:
ДД.ММ.ГГГГ Червякова Л.В. обратилась с заявлением в Управление социальной защиты и труда Гаврилов-Ямского муниципального района о присвоении звания "Ветеран труда Ярославской области".
Решением комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ярославской области" от ДД.ММ.ГГГГ Червяковой Л.В. было отказано в присвоении звания "Ветеран труда Ярославской области" в связи с продолжительностью стажа трудовой деятельности менее 35 лет.
Червякова Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной поддержки населения Ярославской области о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и его отмене. В иске указала, что согласно записям в трудовой книжке общая продолжительность ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет "данные изъяты". Дополнительно указала, что условие о наградах, введенное в Социальный кодекс Ярославской области с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно не распространяясь на нее, поскольку соответствующее заявление ею подано до вступления в законную силу указанной нормы.
Судом постановленоуказанное выше решение, с которым не согласна истец Червякова Л.В.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования. Доводы жалобы сводятся к несоответствию вводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального права.
В возражениях на жалобу Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Червяковой Л.В. - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, заслушав Червякову Л.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области по доверенности Чипизубова И.Г., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу, о том, что оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда Ярославской области" не имелось. При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не нашло подтверждение право истца на включение в страховой стаж периода ее работы индивидуальным предпринимателем в ДД.ММ.ГГГГ., поскольку за указанный период Червяковой Л.В. не произведена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе - ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, Законе Ярославской области от 19.12.2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области", Положении "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ярославской области", утвержденном Постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2008 N 715-п.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Как следует из материалов дела, истец Червякова Л.В., была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (ч. 1). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4).
Согласно пункту 4 статьи 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено положениями ст. 34 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" (в редакции от 26.11.2015 г.) звание "Ветеран труда Ярославской области" присваивается лицам, имеющим общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, при условии осуществления ими трудовой деятельности на территории Ярославской области в течение не менее 20 лет для мужчин и 17 лет 6 месяцев для женщин.
Согласно Постановлению Правительства Ярославской области от 29.12.2008 N 715-п (ред. от 11.03.2015 г.), для присвоения звания "Ветеран труда Ярославской области" документами, подтверждающими трудовой стаж, в том числе трудовую деятельность на территории Ярославской области, являются: трудовая книжка, а также справки, выданные в установленном порядке органами государственной власти и уполномоченными организациями на основании архивных данных.
Под трудовым стажем, исчисляемым в целях решения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда Ярославской области", понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе периоды работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию.
Законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее ст. 39 (ч. 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О).При этом размер трудовых пенсий (страховой части трудовой пенсии по старости) застрахованных лиц, включая индивидуальных предпринимателей, исчисляется с учетом всех сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (ст. 14, 15 и 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер трудовой пенсии.
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пп. 2 п. 1 ст. 6) и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (п. 2 ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 14), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включают в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей), в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24 мая 2005 года N 223-О, от 29 сентября 2011 года N 1179-О-О и от 25 января 2012 года N 226-О-О).
Таким образом, по смыслу действующих норм социального обеспечения обязательным условием присвоения звания "Ветеран труда Ярославской области" являлось наличие 35-летнего трудового стажа, который в силу абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2).
Вступивший в законную силу на всей территории Российской Федерации с 1 января 1997 года Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" также возложил обязанность на индивидуальных предпринимателей производить самостоятельно оплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также установлено, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", но при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ индивидуальная трудовая деятельность подтверждается документами об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Учитывая требования законодательства об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели, независимо от наличия у них дохода, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, а неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства об уплате истцом индивидуальным предпринимателем Червяковой Л.В. страховых взносов за период ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из того, что при осуществлении предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ДД.ММ.ГГГГ. истцом не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования о включении указанного периода в трудовой (страховой) стаж истца, требуемый для присвоения ей звания "Ветеран труда Ярославской области", в связи чем при недостаточности требуемого трудового стажа (менее 35 лет) вывод суда об отсутствии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда Ярославской области" является обоснованным.
Судебная коллегия не принимает в качестве основания к изменению принятого решения доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд необоснованно не принял во внимание показания свидетелей, подтвердивших осуществление предпринимательской деятельности в спорные периоды при отсутствии задолженности по обязательным платежам, и договор обязательного медицинского страхования 2000 г., поскольку данные доказательства не отвечают принципам относимости и допустимости средств доказывания - ст. ст. 59 и 60 ГПК РФ и не могут быть положены в основу судебного акта.
Доводы жалобы о необходимости учета периода получения пособия по безработице не свидетельствуют о неверном выводе суда об отсутствии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда Ярославской области".
Период получения пособия по безработице Червяковой Л.В. согласно предоставленных справок составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты") и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты".) ( л.д. "данные изъяты"), что в совокупности с учтенным периодом трудового стажа истца ( "данные изъяты") не подтверждает наличие у Червяковой Л.В. требуемого трудового стажа 35 лет.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Червяковой Л.В. на решение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 12 июля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.