Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой Д.Р.,
судей областного суда Стёпина А.Б., Хасановой М.М.,
при секретаре Петровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе Магеррамова В.В.о. на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 25 августа 2016 года по административному иску Магеррамова В.В.о. к ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛА:
Магеррамов В.В. обратился в суд с иском к административному ответчику о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных исковых требований Магеррамов В.В. указал, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной услуги в виде регионального семейного капитала многодетной семье, предоставив все необходимые документы.
Уведомлением ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" от 07 июля 2016 года N 191 истцу отказано в оказании данной услуги, с указанием на то обстоятельство, что семья утрачивает право на получение регионального семейного капитала многодетным семьям, так как место пребывания не является местом постоянного проживания.
На территории Астраханской области соответствующее правовое регулирование установлено Законом Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" и Законом Астраханской области "О ежемесячном пособии на ребенка" целью которых является создание надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей.
Как указывает истец, его семья является многодетной, состоящая из троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец указывает, что он вместе с членами своей семьи: супругой Багировой Ш.Э. и несовершеннолетними детьми постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес" и по адресу: "адрес" что подтверждается сведениями, содержащимися в домовых книгах.
ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" Магеррамову В.В. выдано удостоверение многодетной семьи. Таким образом, по мнению истца наличие выданного удостоверения, подтверждающего статус его семьи как многодетной, подтверждает и право на получение социальной поддержки, в том числе предусмотренной Законом Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" от 10 апреля 2012 года N 12/2012-03. При этом, как указывает истец предоставление мер социальной поддержки непосредственно связано с наличием юридически значимого обстоятельства - проживание гражданина на территории Астраханской области, и такое обстоятельство проживания истца и членов его многодетной семьи было подтверждено, представленными документами, что явилось основанием для обращения к ответчику с заявлением о получении гарантийного письма на основании которого осуществляется предоставление регионального семейного капитала в соответствии с Законом Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" от 10 апреля 2012 года N 12/2012-03.
В связи с указанным просил суд признать незаконным решение ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" от 07 июля 2016 года N191, обязав ответчика совершить действия по выдаче гарантийного письма, дающего право на получение регионального семейного капитала.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы по делу представителю.
В судебном заседании представитель административного истца Алексеев М.В. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и просили суд требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Величко И.А. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных исковых требований,
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 25 августа 2016 года в удовлетворении заявленных Магеррамовым В.В.о. требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Магеррамов В.В.о. ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что действующим законодательством Астраханской области право на получение мер социальной поддержки многодетных семей непосредственно связано с проживанием граждан на территории Астраханской области. Указывает, что он со своими членами семьи постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес" и по адресу: "адрес" Сам он зарегистрирован по указанному адресу с 07 мая 2016 года, его супруга приобрела гражданство Российской Федерации с 02 апреля 2016 года и проживает на территории Астраханской области более 3-х лет. Кроме того, считает, что наличие у него удостоверения, подтверждающего статус многодетной семьи, подтверждает его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Астраханской области.
На заседание судебной коллегии Магеррамов В.В.о. не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
С учетом положений статей 10, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя административного истца Магеррамова В.В.о. - Алексеева М.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии с частью 1 статьи настоящего Федерального закона законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено- Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
В части 1 статьи 1 Закона Астраханской области N 12/2012-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", раскрываются понятия многодетной семьи и членов многодетной семьи, применяемых для целей названного Закона, в соответствии с которыми право на получение мер социальной поддержки, указанных в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокий родитель), состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее трех детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона Астраханской области N 12/2012-03, многодетным семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Астраханской области, дополнительно предоставляется при рождении третьего и последующих детей - региональный семейный капитал в размере 50000 рублей.
Право на получение регионального семейного капитала предоставляется многодетным семьям при условии проживания супругов, одинокого родителя, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, на территории Астраханской области не менее трех лет.
В соответствии со статьей 3 Закона Астраханской области N 12/2012-03, порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренный пунктом 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается законом Астраханской области (ч.1).
Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренный пунктами 1, 2 части 1 и пунктами 2-7 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается Правительством Астраханской области (ч.2).
Согласно Порядку предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 20.12.2012 года N 574 - П следует, что обращение за выдачей гарантийного письма должно последовать не позднее двух лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка (и) или последующих детей (п.2.1);
Гарантийное письмо выдается государственными казенными учреждениями Астраханской области - центрами социальной поддержки населения муниципальных районов и районов города Астрахани (п.2.3).
Для получения гарантийного письма один из родителей (усыновителей) или одинокий родитель (усыновитель) (далее - заявители) или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представители заявителей), представляют в орган социальной поддержки населения по месту жительства документы, за исключением документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п.2.4).
Одним из оснований для отказа в выдаче гарантийного письма является несоответствие статуса заявителя категориям получателей социальной поддержки, установленным пунктами 1.2, 1.3 раздела 1 настоящего Порядка (п.2.6).
Из материалов дела следует, что Магеррамов В.В.о. является гражданином Российской Федерации с 01 сентября 2009 года и постоянно проживает на территории Астраханской области не менее трех лег.
Магеррамов В.В.о. состоит в зарегистрированном браке с 06 октября 2006 года с Багировой Ш.Э.к., от данного брака имеются совместные дети: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года, которые являются гражданами Российской Федерации.
Супруга административного истца Багирова Ш.Э.к, являющаяся также матерью несовершеннолетних детей, имела разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации в Астраханской области с 25 сентября 2013 года по 25 сентября 2016 года и согласно сведениям ФМС России, отдела адресно-справочной работы N 1 УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия от 28 июня 2016 года как гражданка Азербайджанской "адрес" имела регистрацию в г. Астрахани по месту жительства: с 01 апреля 2013 года до 19 июня 2013 года, с 04 октября 2013 года до 25 сентября 2016 года по "адрес" с 17 октября 2014 года до 05 октября 2019 года по "адрес" 11 марта 2015 года до 06 апреля 2016 года по "адрес".
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации Багирова Ш.Э.к., приобрела гражданство в установленном законом порядке с 02 апреля 2016 года.
14 апреля 2016 года Магеррамов В.В.о., являясь обладателем удостоверения N 3425/1, подтверждающего его статус многодетной семьи, в установленном законом порядке обратился в ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" с заявлением о выдаче гарантийного письма на основании которого осуществляется предоставление регионального семейного капитала в соответствии с Законом Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" от 10 апреля 2012 года N 12/2012-03.
Единым уведомлением N 191 от 07 июля 2016 года ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" Магеррамову В.В. отказано в назначении государственной социальной услуги по выдаче гарантийного письма на основании которого осуществляется предоставление регионального семейного капитала в соответствии с Законом Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области".
Основанием к отказу явилось несоответствие статуса заявителя категориям получателей социальной поддержки, а именно пункта 3 части 2 статьи 2 Закона Астраханской области N 12/2012-03.
Отказывая в удовлетворении требований Магеррамова В.В.о. о признании решения ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что супруга административного истца Багирова Ш.Э.к. проживает на территории Астраханской области в статусе гражданина Российской Федерации только с 02 апреля 2016 года, то есть менее трех лет, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда не имеется.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы жалобы о том, что супруга административного истца Багирова Ш.Э.к. проживает на территории Астраханской области более трех лет, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 N 5242- I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания считается то место, где лицо зарегистрировано временно, в то время, как местом проживания называется то место, где лицо зарегистрировано постоянно.
В соответствии с Законом Астраханской области от 10.04.2012 года N 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" одним из условий предоставления регионального семейного капитала является проживание супругов, одинокого родителя, на территории Астраханской области не менее трех лет.
Поскольку супруга истца Багирова Ш.Э.к. в период с 01 марта 2006 года по 06 апреля 2016 года была зарегистрирована на территории Астраханской области временно, то у ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" имелись основания для отказа в назначении государственной социальной услуги по выдаче гарантийного письма, на основании которого осуществляется предоставление регионального семейного капитала в соответствии с Законом Астраханской области "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области".
Вопреки доводам жалобы наличие удостоверения N 3425/1, подтверждающего статус многодетной семьи Магеррамова В.В.о., не является безусловным основанием для выдачи гарантийного письма, поскольку отсутствие условия проживания супругов на территории Астраханской области в течение трех лет является одним из оснований для несоответствия статуса заявителя категории получателя социальной поддержки в виде регионального семейного капитала.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установилобстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Магеррамова В.В.о. - без удовлетворения .
Председательствующий Хаирова Д.Р.
Судьи областного суда Стёпин А.Б.
Хасанова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.