Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев надзорную жалобу главы администрации муниципального образования " Б. сельсовет" Салихова И.М. на решение судьи К. районного суда г. Астрахани от "Дата", решение судьи Астраханского областного суда от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования " Б. сельсовет",
установил:
постановлением К. районного суда г. Астрахани от "Дата" администрация МО " Б. сельсовет" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Администрации МО " Б. сельсовет" назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Астраханского областного суда от "Дата" постановление К. районного суда г. Астрахани от "Дата" изменено в части размера административного штрафа, администрации МО " Б. сельсовет" назначен административный штраф в размере ... рублей. В остальной части постановление К. районного суда г. Астрахани от "Дата" оставлено без изменения.
В жалобе в порядке надзора глава администрации муниципального образования " Б. сельсовет" Салихов И.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду нарушения норм процессуального и материального права.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании приказов от "Дата" Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) по Астраханской области проведены рейдовые мероприятия в целях недопущения и пересечения правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды по маршрутам "адрес", в ходе которых было выявлено нарушение требований Федерального закона от "Дата" N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от "Дата" N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно акту обследования территорий на предмет соблюдения природоохранных требований от "Дата" а дминистрация МО " Б. сельсовет" допустила нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в непринятии всех зависящих мер по предотвращению образования несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов (мусор от жилых, бытовых, офисных помещений) III - IV классов опасности, по адресным ориентирам: "адрес", на окраине села, со стороны кладбища, в 100 метрах от трассы, рядом с хозяйственными постройками для скота с географическими координатами: N Кадастровый участок N "адрес", прилегающая территория вдоль кладбища, преимущественно в начале и в конце кладбища, с географическими координатами: N. Кадастровый участок N "адрес", с географическими координатами: N Кадастровый участок N "адрес", с географическими координатами: N. Кадастровый участок N "адрес", с географическими координатами: N "адрес", за хозяйственными постройками со стороны вала (грейдера), параллельно дому N по "адрес", с географическими координатами: N "адрес", на окраине села, за "адрес", в сторону пустыря (параллельно данной улице), в районе "адрес", с географическими координатами: N "адрес", с географическими координатами: N "адрес", с географическими координатами: N "адрес" от воды, с географическими координатами: N находящихся на территории "адрес".
Привлекая администрацию муниципального образования " Б. сельсовет" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оставляя без изменения решение районного суда, судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования " Б. сельсовет" состава вменяемого административного правонарушения.
Однако судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
В связи со вступлением в силу с 01 января 2016 года Федерального закона от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления",
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в" Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об отходах производства и потребления" и "Об охране окружающей среды" в части регулирования полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами" внесены изменения.
Согласно статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов и сельских поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Аналогичные изменения внесены в статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которым решение вопросов местного значения по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
При этом, в силу положений статьи 6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) полномочия в области обращения с отходами по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также утверждению порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации данных полномочий Думой Астраханской области принят закон Астраханской области от "Дата" N "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области", согласно положениям которого вопросы организации деятельности в области обращения с отходами, разработки порядка сбора твердых коммунальных отходов, а также принятия законов и иных нормативных правовых актов в области обращения с отходами и осуществления контроля за их соблюдением и исполнением отнесены к полномочиям органов государственной власти Астраханской области.
Передача данных полномочий органам местного самоуправления поселений вышеуказанным законом Астраханской области не предусмотрена.
Согласно статье 18 Федерального закона N131-Ф3 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). При этом, возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Согласно части 2.1 статьи 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
С учетом изложенного, ссылка суда на применение п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, согласно которому в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов является органы местного самоуправления ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, является ошибочной.
Поскольку Администрация МО " Б. сельсовет" П. района Астраханской области на момент вынесения постановления не наделена полномочиями по организации сбора и вывоза отходов с территории поселения, ей не переданы данные полномочия в установленном порядке субъектом Российской Федерации с предоставлением субвенций на их реализацию, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, постановление о привлечении Администрации МО " Б. сельсовет" П. района Астраханской области к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления нельзя признать законным, т.к. администрация муниципального образования " Б. сельсовет" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях администрации муниципального образования " Б. сельсовет" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление К. районного суда г. Астрахани от "Дата", решение судьи Астраханского областного суда от "Дата", вынесенные в отношении администрации муниципального образования " Б. сельсовет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования " Б. сельсовет" подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу главы администрации муниципального образования " Б. сельсовет" Салихова И.М. удовлетворить.
Постановление К. районного суда г. Астрахани от "Дата", решение судьи Астраханского областного суда от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования " Б. сельсовет" отменить,
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.