Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Быковой А.В.,
судей Носкова П.В., Ринчинова Б.А.,
при секретаре Васильевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Т.А. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании отказа незаконным, обязывании принять решение по заявлению истца,
по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области Богдановой Н.Н.
на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2016 года,
установила:
в обоснование исковых требований Куликова Т.А. указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес изъят". В (данные изъяты) она обратилась к ответчику по вопросу оформления в собственность земельного участка, на котором находится указанный выше дом. В (данные изъяты) был выдан отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Мотивом отказа является то, что в соответствии с проектом планировки Ленинского округа г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от Дата изъята земельный участок расположен в границах территории общего пользования, в соответствии с генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от Дата изъята в редакции решения Думы г. Иркутска от Дата изъята , в границах земельного участка расположены проектируемые магистральные улицы общего значения регулируемого движения, планируемая зона размещения режимных объектов. Считает данный отказ незаконным, поскольку земельный участок, право собственности на который она намерена оформить, необходим ей под эксплуатацию принадлежащего ей жилого дома, а не для строительства дома. Кроме того, спорный земельный участок был предоставлен в (данные изъяты) именно под застройку жилого дома, в (данные изъяты) жилой дом был отстроен, и в последствии, переходил на законных основаниях к последующим собственникам.
Истец просила суд признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу: "адрес изъят" для эксплуатации жилого дома, выраженный в письме от Дата изъята обязать принять решение по ее заявлению о согласовании предоставления ей в собственность указанного земельного участка
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области Богданова Н.Н. просит об отмене решения суда, принятии нового судебного постановления.
Указывает, что Министерство имущественных отношений Иркутской области не согласно с принятым судом первой инстанции решением, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, на основании следующего.
Решение, выраженное в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от Дата изъята принято уполномоченным органом и осуществлено в пределах предоставленных полномочий в установленном законом порядке.
Согласно сведениям, полученным Министерством в результате межведомственного информационного взаимодействия из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, решением Думы города Иркутска от Дата изъята "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска" испрашиваемый земельный участок частично расположен в планировочном микрорайоне (данные изъяты), частично в планировочном микрорайоне (данные изъяты), в соответствии с ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ на земельные
участки, расположенные в границах территорий общего пользования, действие градостроительных регламентов не распространяется.
В соответствии с проектом планировки, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от Дата изъята "Об утверждении проекта планировки Ленинского округа г. Иркутска", земельный участок расположен в границах территории общего пользования.
Согласно генеральному плану города Иркутска, утвержденному решением Думы г. Иркутска от Дата изъята в границах испрашиваемого земельного участка расположены проектируемые магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, планируемая зона размещения режимных объектов.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам и иным ограничениям на использование объектов недвижимости.
В связи указанным, принятое Министерством имущественных отношений Иркутской области решение, выраженное в письме от Дата изъята об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность по адресу: "адрес изъят", для эксплуатации жилого дома, соответствует положениям законодательства.
Кроме того, (данные изъяты) Куликова Т.А. необоснованно обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации жилого дома площадью (данные изъяты) кадастровый паспорт земельного участка имеется в материалах дела.
Таким образом, земельный участок, расположенный для эксплуатации жилого дома, нельзя признать объектом земельных отношений, поскольку он не сформирован, его границы не описаны и не удостоверены в установленном законом порядке и данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет. Указанный в заявлении земельный участок не может быть идентифицирован в качестве объекта недвижимости, следовательно, не может быть и предметом спора, потому является объектом гражданских правоотношений.
Кроме того, суд первой инстанции, указывая на наличие землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденное решением Думы г. Иркутска от Дата изъята , проекта планировки утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от Дата изъята "Об утверждении проекта планировки Иркутска-II", говорит о несоблюдении Министерством учета сложившейся планировки территории и существу землепользования, т.е. фактически выражает свое несогласие с правилами; землепользования и застройки части территории города Иркутска, которые утверждены уполномоченным органом, на момент рассмотрения дела никем оспорены и не являются предметом рассмотрения настоящего дела.
В возражениях истец Куликова Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ринчинова Б.А., объяснения представителя истца Скурихиной Е.В., согласившейся с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 29 п.7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N 264/43-пп, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области от имени Правительства Иркутской области.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.14 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым необходимо, в том числе принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с пп.3 п. ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
(данные изъяты)
Разрешая исковые требования, суд обоснованно указал, что Министерством не учтена фактически сложившаяся планировка территории и существующего землепользования, в связи с чем ссылка ответчика на то, что нормативные акты, на основании которых Министерство отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка, никем не оспорены и не являются предметом рассмотрения настоящего дела, подлежат отклонению.
Доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером (данные изъяты) имеет площадь (данные изъяты), однако, Куликова Т.А. необоснованно обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации жилого дома площадью (данные изъяты) также не могут привести к отмене решения суда, так как судом решение о согласовании о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации жилого дома площадью (данные изъяты) не принималось, Министерство имеет возможность дать предварительное согласование предоставления земельного участка для эксплуатации жилого дома как с учетом площади земельного участка с кадастровым номером Номер изъят так и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, судебное постановление, проверенное по доводам апелляционной жалобы, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 5 июля 2016 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области Богдановой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Быкова
Судьи П.В. Носков
Б.А. Ринчинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.