Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Губаревич И.И.,
судей Николаевой Т.В., Чановой Е.В.,
при секретаре Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии по старости
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 29 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Б., обратившись в суд с исковым заявлением, указал, что решением пенсионного органа Номер изъят от Дата изъята ему отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно решению стаж его составляет 23 год 8 дней, работа в должности (данные изъяты) ФГКУ "12 отряд ФПС по "адрес изъят"". Ответчиком необоснованно не включен в соответствующий стаж период прохождения военной службы с Дата изъята по Дата изъята . Служба в армии подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, в связи с чем, его стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной страховой пенсии на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии составляет более 25 лет при требуемом 25 лет.
Истец просит признать решение пенсионного органа Номер изъят от Дата изъята незаконным, включить спорный период в стаж на соответствующих видах работ, назначить пенсию со дня подачи заявления в пенсионный орган.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 29 июля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов к отмене решения ссылается на то, что судом нарушены нормы материального права.
Действующим законодательством не предусмотрено включение периода прохождения военной службы в армии по призыву в специальный стаж работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Применение норм Закона РФ от Дата изъята Номер изъят "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для реализации права на страховую пенсию ранее достижения возраста считает неправомерным, так как данный закон регулирует право на обеспечение пенсии по выслуге лет, а истец обратился за назначением ему страховой пенсии ранее достижения возраста.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закон от Дата изъята N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от Дата изъята N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от Дата изъята N 400-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Дата изъята Б., Дата изъята года рождения, обратился в Управление ПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе (межрайонное) Иркутской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика, оформленным протоколом Номер изъят от Дата изъята , истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы.
По представленным документам специальный стаж истца, рассчитанный ответчиком в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от Дата изъята N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на дату его обращения в пенсионный орган составил 23 года 8 дней с учетом работы с Дата изъята по Дата изъята в должности (данные изъяты) ФГКУ "12 отряд ФПС по "адрес изъят"", при требуемом 25 лет.
В специальный стаж истца не включен период его службы в рядах Вооруженных Сил СССР с Дата изъята по Дата изъята .
Удовлетворяя требования истца о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с Дата изъята по Дата изъята , суд указал, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется специальным Законом РФ от Дата изъята Номер изъят "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Согласно ст. 18 этого Закона, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ. Во исполнение данной нормы закона Правительством РФ принято постановление от Дата изъята Номер изъят "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации". Пунктом 5 данного Постановления предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначении пенсии в календарном исчислении.
Вместе с тем, указанные выводы суда противоречат нормам материального права.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Дата изъята N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действовавшего до Дата изъята Федерального закона от Дата изъята N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 12, 90 Закона РФ от Дата изъята Номер изъят "О государственных пенсиях в Российской Федерации", следует, что как нормами действующего пенсионного законодательства, так и нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства предусмотрено включение времени военной службы только в общий трудовой (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный стаж не предусмотрена.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 октября 2006 года N 380-О, определении от 23 сентября 2010 года N 1152-О-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями, труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Так, в соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В подпунктах "а", "б" пункта 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
Таким образом, период военной службы до 20 ноября 1990 года (дата вступления в силу Закона N 340-1) подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вышеназванными правилами не предусмотрено включение периода прохождения военной службы в армии по призыву в специальный стаж работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Применение судом норм Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для реализации права на страховую пенсию ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", является ошибочным, так как данный Закон регулирует право на обеспечение пенсии по выслуге лет. В то время, как истец обратился за назначением ему досрочной страховой пенсии по п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Не подлежат применению в данном случае и положения п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что в спорный период с 17 мая 1977 года по 25 мая 1979 года истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР в должности, связанной с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а по смыслу п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590, действовавшего до вступления в силу Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", время службы в армии приравнивалось лишь к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение по соответствующим Спискам, и при условии, что службе предшествовала или следовала работа с тяжелыми условиями труда, то в силу выше приведенных норм права данный период не мог быть засчитан в специальный стаж истца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает в соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ решение об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 29 июля 2016 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости период прохождения военной службы с Дата изъята по Дата изъята , назначении досрочной страховой пенсии с Дата изъята - отказать.
Судья - председательствующий И.И. Губаревич
Судьи Т.В. Николаева
Е.В. Чанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.