Судья Иркутского областного суда Барская А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела " ... " Мельцова И.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела " ... " Мельцова И.В.,
установилА:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Д. от 22 июля 2016 года начальник отдела " ... " Мельцов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением Мельцов И.В. обратился с жалобой в Иркутский областной суд. В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, начальник отдела " ... " Мельцов И.В. просит постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2016 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения по тем основаниям, что проверка в отношении индивидуального предпринимателя С. им не проводилась, а информация была истребована для предоставления ответа на поступившую в Службу жалобу.
Кроме того, в своей жалобе Мельцов И.В. указывает о том, что изменения в пункт 9 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены 03 июля 2016 года Федеральным законом N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которыми орган государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Таким образом, до вступления в силу указанных изменений требование документов до даты начала проведения проверки не являлось нарушением законодательства о государственном контроле (надзоре).
В судебное заседание прокурор Иркутской области М., защитник А. не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли. Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, выслушав Мельцова И.В., защитника К., проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Указанным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частью 1, пунктами 3 и 4 части 2, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в которых указываются, в том числе, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цели, задачи, предмет проверки и срок её проведения. При этом заверенные печатью копии указанных документов вручаются под роспись должностными лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица.
В соответствии с требованиями статьи 16 названного закона, по результатам проведения проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводившими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, то есть грубое нарушение требования части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ, влечёт административную ответственность, установленную частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, " ... " " ... " поступило заявление гражданки З., содержащее сведения о возникновении угрозы причинения вреда животным в ветеринарной клинике " ... " индивидуального предпринимателя С.
" ... " " ... " поручил начальнику отдела " ... " Мельцову И.В. рассмотреть указанное заявление.
" ... " начальник отдела " ... " Мельцов И.В. подготовил запрос N за подписью временно замещающего должность руководителя " ... " Б., который направил индивидуальному предпринимателю С. на электронный адрес клиники " ... ".
В данном запросе указано, что с целью проведения объективного рассмотрения фактов, изложенных в обращении гражданки З., необходимо представить сведения " ... ", а также ряд документов: копию " ... " и прочее.
Ответ на данный запрос представлен в службу " ... ", в котором индивидуальный предприниматель С. отказывает в предоставлении документов и информации, ссылаясь на требования к организации проверок, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора) и муниципального контроля".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица " ... ", а именно начальника отдела " ... " Мельцова И.В. дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт грубого нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре) подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-7), объяснениями начальника отдела " ... " Мельцова И.В.(л.д.9-11), копией распоряжения руководителя " ... " N от " ... " (л.д.13), копией должностного регламента начальника отдела " ... " (л.д. 14-17), копией заявления З. (л.д. 18-22), копией запроса индивидуальному предпринимателю С. (л.д. 26) и другими материалами дела.
Собранные по данному делу доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переоценки правильных выводов судьи районного суда, изложенных в постановлении, не имеется.
Действия начальника отдела " ... " Мельцова И.В., направившего указанный запрос, правильно квалифицированы как проведение документарной проверки с нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ без издания соответствующего распоряжения.
Обстоятельства правонарушения зафиксированы прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, которое отвечает требованиям статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе, в нём полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указаны место и время его совершения (л.д. 3-7).
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы относительно неправомерности выводов о нарушении требований Федерального закона N 294-ФЗ не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данным нормативным правовым актом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2).
Пункт 2 части 1 статьи 10 названного закона определяет полномочия государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, связанные с получением необходимых для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения документов и материалов в рамках межведомственного взаимодействия.
По смыслу приведенных норм Федеральный закон N 59-ФЗ устанавливает общий порядок рассмотрения обращений граждан, в соответствии с которым для должностных лиц предусмотрена возможность истребования необходимых документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, к каковым индивидуальный предприниматель С. не относится, а, следовательно, начальнику отдела " ... " Мельцову И.В. при рассмотрении обращения З. надлежало руководствоваться положениями Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающим специальные нормы об организации и проведении проверки.
Доводы жалобы о том, что на момент совершения Мельцовым И.В. вменяемого правонарушения Федеральный закон N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года не содержал прямого запрета на истребование должностными лицами документов до даты начала проведения проверки не являлось нарушением законодательства о государственном контроле (надзоре), не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку отсутствие прямого запрета не дает должностному лицу, уполномоченному проводить проверку в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, права не соблюдать иные положения закона, определяющие сущность производимых должностным лицом действий и регламентирующих их проведение как таковое.
Таким образом, привлечение начальника отдела " ... " Мельцова И.В. к административной ответственности за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), является законным и обоснованным.
Доводы начальника отдела " ... " Мельцова И.В. основаны на неверном толковании закона и направлены на переоценку правильно установленных судьёй районного суда обстоятельств.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено.
Основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения Мельцова И.В. от административной ответственности отсутствуют.
Постановление о привлечении начальника отдела " ... " Мельцова И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание начальнику отдела " ... " Мельцову И.В. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера и обстоятельств совершения правонарушения, личности виновного, является обоснованным и справедливым. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решилА:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела " ... " Мельцова И.В. оставить без изменения, жалобу начальника отдела " ... " Мельцова И.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.Л. Барская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.