Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М.В.,
судей Шишкина И.В., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2016 года апелляционную жалобу ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Люберецкого городского суда Московской области от 16 июля 2016 года по делу по иску Н. к ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Министерству социального развития Московской области о взыскании денежных средств,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Н. обратилась в суд с иском к ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Министерству социального развития Московской области и, уточнив требования, просила суд взыскать с ответчиков расходы на приобретение технического средства реабилитации - тазобедренного протеза в размере 152500 руб.
Требования мотивированы тем, что является инвалидом 2 группы, страдает от деформирующего артроза тазобедренных суставов. В связи с тем, что она нуждалась в эндопротезировании тазобедренного сустава. 16.08.2014г. для истицы составлена индивидуальная программа реабилитации инвалида. Истица самостоятельно приобрела и оплатила средство технической реабилитации - эндопротез тазобедренного сустава и его компоненты: бедренный компонент (ножка) Actinia, чашка для бесцементоной фиксации Ecofit, головка ic-head Biolox, вкладыш ПЭ для бесцементной фиксации iplanctus Ecofit. Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи от 23.12.2014г. и спецификацией поставляемого медицинского товара; счетом на оплату от 23.12.2014г.; квитанцией от 23.12.2014г.; товарной накладной от 26.12.2014г. Указала, что поскольку техническое средство реабилитации было приобретено на собственные средства инвалида, то в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на компенсацию в размере стоимости приобретенного средства реабилитации. В ответ на ее заявление от компетентного органа 09.09.2015г. получен ответ, согласно которому расходы истицы на приобретение средств реабилитации не могут быть компенсированы, поскольку она не встала на учет на обеспечение эндопротезами в 2014г., а с 01.01.2015г. из федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. N 2347-р, исключены эндопротезы. Считает, что данный отказ является незаконным, что послужило основанием для обращения в суд.
Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ иск не признал.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области исковые требования не признал.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 16.06.2016г. исковые требования удовлетворены частично. С ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Н. взысканы расходы на приобретение тазобедренного эндопротеза в размере 152500 руб. В удовлетворении исковых требований Н. к Министерству социального развития Московской области отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Судом установлено, что Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно.
Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области" Министерства труда и социального развития Российской Федерации Бюро N 29 для Н. на основании акта освидетельствования от 21.07.2014г. N 2278 разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно данной программе рекомендовано техническое средство медицинской реабилитации эндопротез тазобедренного сустава.
Согласно договору купли-продажи от 23.12.2014г. N УТ-534 и Приложению N 1 к данному договору истицей самостоятельно приобретены компоненты эндопротеза тазобедренного сустава: бедренный компонент (ножка) Actinia, чашка для бесцементоной фиксации Ecofit, головка ic-head Biolox, вкладыш ПЭ для бесцементной фиксации iplanctus Ecofit.
В целях компенсации понесенных расходов на приобретение рекомендованного ей средства реабилитации Н. обратилась в Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением.
09.09.2015г. на имя истицы от Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации поступил ответ N 01-18/14/2890 согласно которому в выплате указанной компенсации ей отказано по той причине, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2014г. N 1776-р в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду внесены изменения в п. 8 - из перечня исключены эндопротезы. Указанное распоряжение вступило в законную силу 01.01.2015г. С 01.01.2015г. обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями. Компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации после 01.01.2015г. выплачивается тем лицам, которые встали на учет в целях обеспечения их эдопротезами. Поскольку Н. на учет не встала оснований для выплаты ей компенсации не имеется.
Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.
В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.
В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
14.10.2014 года между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение N51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.
Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что на момент возникновения права истицы на компенсацию за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, указанное выше распоряжение Правительства Российской Федерации, вносящее изменения в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в законную силу не вступило, в связи с чем, гарантированное государством обязательство на компенсацию данных расходов должно быть исполнено в полном объеме.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 16 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.