Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Косенко Л.А.,
при секретаре Жихоревой С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонного) на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 21 июля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Алейниковой Л.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать за Алейниковой Л.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области: включить Алейниковой Л.В. в льготный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по 10.04.2009г., с 21.09.2009г. по ДД.ММ.ГГГГ., с 03.02.2014г. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; применить льготный порядок исчисления стажа - 1 год работы за 1 год 9 месяцев к периодам работы Алейниковой Л.В. в должности акушерки родильного отделения "данные изъяты" больницы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и к периодам нахождения Алейниковой Л.В. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области назначить Алейниковой Людмиле Викторовне досрочно страховую пенсию по старости с 27 апреля 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области в пользу Алейниковой Людмилы Викторовны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алейникова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонному) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований она указала, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с длительным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа.
Истец полагает, что ответчиком незаконно не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в календарном исчислении, поскольку согласно ст.187 ТК РФ и п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N516-от 11.07.2002г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по направлению работников на курсы повышения квалификации и соответственно оплата данных курсов законодательством возложена на работодателя. Статьёй 73 ФЗ от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" установлено, что для медицинских работников в силу специфики своей деятельности повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы и соответственно медицинский работник, не прошедший курсов повышения квалификации не может осуществлять свою профессиональную деятельность по охране здоровья граждан.
Таким образом, вышеуказанные периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Также ответчиком незаконно включены в специальный стаж в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, периоды ее работы в должности акушерки родильного отделения "данные изъяты" районной больницы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., поскольку эти периоды подлежат включению в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 9 месяцев, так как в указанные периоды у нее имелся не только хирургический стаж, но и стаж работы в сельской местности, в связи с чем при подсчете пенсионного стажа должны суммироваться обе льготы: 1 год работы как 1 год и 3 месяца (за работу в сельской местности) и 1 год работы как 1 год и 6 месяцев (за "хирургический" профиль"). Законов, ограничивающих применение двух указанных льгот, не имеется, как не имеется и законов, которые предусматривали бы применение одной наиболее выгодной в отношении работника льготы. Данные доводы подтверждаются Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и судебной практикой.
Кроме того, ответчиком незаконно включены в специальный стаж в календарном исчислении периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., когда она находилась в отпусках по беременности и родам, которые в соответствии с трудовым законодательством РФ не относятся к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для их предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности. Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, что подтверждается информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N 7392-юл и Пенсионного фонда РФ N лч-25-25/1067 от 04.11.2002г.
Алейникова Л.В. полагает, что вышеуказанные периоды также должны быть включены в стаж ее работы в льготном исчислении: 1 год как 1 год и 9 месяцев, так как в данные периоды у нее имеется не только "хирургический стаж", но и стаж работы в сельской местности, поэтому подлежат применению две вышеприведенные льготы.
По состоянию на 27 апреля 2016 года при включении в стаж вышеуказанных периодов, ее общий стаж работы лечебной деятельности составит более 25 лет, что дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем она просила суд: - признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.,
- обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды:
периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.,
периоды работы в должности акушерки родильного отделения "данные изъяты" больницы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., и периоды нахождения в отпуске по беременности и родам: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 9 месяцев;
- обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 27 апреля 2016г.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области (межрайонного) просит решение суда в части льготного исчисления стажа истца для назначения досрочной страховой пенсии 1 года работы как 1 год и 9 месяцев за периоды: работы в должности акушерки родильного отделения с 22.03.1991г. по 24.03.1993г., с 07.02.1995г. по 25.03.1997г. и нахождения в отпуске по беременности и родам с 25.03.1993г. по 10.08.1993г. и с 26.03.1997г. по 10.08.1997г. отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суд апелляционной инстанции Алейникова Л.В. и представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области не явились, о слушании дела извещены. В письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. На основании ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В силу ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Принимая во внимание, что решение суда оспаривается только в части льготного исчисления периодов работы Алейниковой Л.В. в должности акушерки родильного отделения "данные изъяты" больницы с 22.03.1991г. по 24.03.1993г. и с 07.02.1995г. по 25.03.1997г., а также нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 25.03.1993г. по 10.08.1993г. и с 26.03.1997г. по 10.08.1997г., как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, решение суда в части включения в льготный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации не является предметом апелляционной проверки.
Из материалов дела усматривается, что Алейникова Л.В. 27.04.2016 года обратилась в пенсионный орган за назначением ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако получила отказ. Ряд периодов не был включен ответчиком в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в льготном исчислении.
Спорными периодами являются: периоды работы Алейниковой Л.В. в должности акушерки родильного отделения "данные изъяты" больницы с 22.03.1991г. по 24.03.1993г. и с 07.02.1995г. по 25.03.1997г.; и периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 25.03.1993г. по 10.08.1993г. и с 26.03.1997г. по 10.08.1997г.
В силу п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 той же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 названной нормы права периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями ч.4 ст.30 ФЗ N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
В силу п.3 указанного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в соответствии с подпунктом "в" данного пункта по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно.
Сторонами по делу не оспаривалось, что в спорные периоды работа истца осуществлялась только в рабочем поселке, в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу отделения хирургического профиля стационара.
Удовлетворяя исковые требования истца об исчислении спорных периодов работы и периодов нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 9 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца; а врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, - один год работы в этих должностях и подразделениях - за один год и 6 месяцев.
Суд посчитал, что указанное постановление, как и Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 не исключают возможности одновременного применения двух льгот, а абзац 4 пункта 5 Правил от 29.10.2002г. N 781 применительно к смешанному стажу допускает возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям.
Судебная коллегия по гражданским делам находит указанный вывод суда основанным на неправильном применении норм материального права.
Согласно подпункту "а" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", льготный порядок исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 3 месяца применяется только в отношении лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
В силу подпункта "б" п.5 вышеуказанных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Принимая во внимание, что работа истца осуществлялась только в рабочем поселке, оснований для применения подпункта "а" пункта 5 названных Правил по настоящему спору не имеется. В связи с этим не имеется основания для применения сложения льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного подпунктом "а" и подпунктом "б" данного пункта Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781.
Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N 1066 не может применяться к периодам деятельности истца, имевшей место до 1 ноября 1999г., то есть к спорным периодам по настоящему делу, ссылка суда на указанное постановление является несостоятельной. Кроме того, в соответствии с Правилами, утвержденными названным постановлением, не предусматривалась возможность льготного исчисления стажа работы, проходившей только в сельской местности.
Постановление Совмина РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 применяется только к деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно, в связи с чем не может применяться к периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N1397, применяемое для исчисления периодов деятельности, имевшей место до 1 ноября 1992г., предусматривает льготное исчисление стажа (1 месяц работы за 1,2 месяца) только в том случае, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, при этом пенсия назначается при стаже работы не менее 30 лет. Иного льготного исчисления стажа указанным Постановлением не предусмотрено.
В соответствии с п.2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, в связи с чем стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. Разъяснения о таком льготном исчислении стажа лиц, осуществлявшим лечебную деятельность, содержатся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Тем же пунктом Постановления Совмина РСФСР N 464 предусмотрен льготный порядок исчисления стажа врачей - хирургов всех наименований, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Вместе с тем правила п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 о льготном исчислении стажа работы в сельской местности и в отделениях хирургического профиля стационара не предусматривают возможность их одновременного применения.
В соответствии с Указаниями Минсоцзащиты РФ от 26.03.1993 N 1-28-У, применявшихся в момент действия Постановления Совмина РСФСР N 464, о применении льгот, предусмотренных п.2 этого постановления, при подсчете выслуги лет медицинских работников, имеющих право на применение льгот по двум и более основаниям, применяется одна, более выгодная для гражданина льгота.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для исчисления спорных периодов работы истца и нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном порядке как 1 год 9 месяцев (за работу в сельской местности и в хирургическом отделении стационара) не имеется.
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. исчислены ответчиком в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в связи с чем права истца не нарушены.
Вместе с тем, доводы ответчика о календарном исчислении стажа истца в периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. являются несостоятельными.
В эти периоды деятельность истца, как указано выше, осуществлялась в сельской местности в должности среднего медицинского персонала в отделении хирургического профиля стационара, и должна была засчитываться в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительно оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с ос статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, периоды нахождения Алейниковой Л.В. в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. должны исчисляться в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Однако с учетом включенных судом в льготный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации и льготного исчисления периодов нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости у Алейниковой Л.В. отсутствовал необходимый 25-летний стаж осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. На указанную дату этот стаж составлял 23 года 10 месяцев 4 дня, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований Алейниковой Л.В. о признании права на назначение указанной пенсии и возложении обязанности по ее назначению на пенсионный орган с ДД.ММ.ГГГГ. не имеется.
Принимая во внимание, что судом неверно применены нормы материального права решение суда в части включения в стаж Алейниковой Л.В. периодов нахождения в отпусках по беременности и родам 1 год за 1 год и 9 месяцев подлежит изменению, а в части применения указанного льготного порядка исчисления к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., признании за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности ее назначить с ДД.ММ.ГГГГ. - отмене (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ), с вынесением в этой части нового решения об отказе в их удовлетворении.
С учетом этого, в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.98 ГПК РФ подлежит удовлетворению заявление апеллятора о взыскании госпошлины, оплаченной им при подаче апелляционной жалобы в размере "данные изъяты" руб., с Алейниковой Л.В.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Скопинского районного суда Рязанской области от 21 июля 2016 года в обжалуемой части удовлетворения исковых требований о включении в стаж Алейниковой Л.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении как год работы за год и 9 месяцев периодов ее нахождения в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. изменить: обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области исчислить периоды нахождения Алейниковой Л.В. в отпусках по беременности и родам в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
То же решение в обжалуемой части включения в стаж Алейниковой Л.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении как год работы за год и 9 месяцев периодов ее работы в должности акушерки родильного отделения Милославской районной больницы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; признания за Алейниковой Л.В. права на досрочную страховую пенсию по старости и возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области (межрайонное) обязанности назначить досрочно страховую пенсию Алейниковой Л.В. с 27 апреля 2016 года отменить, и принять по делу в данной части новое решение - об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Взыскать с Алейниковой Л.В. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области (межрайонного) государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.