Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Черкуновой Н.Н., Самодуровой Н.Н.,
при секретаре - Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кривчиковой О.Н. - удовлетворить.
Признать отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 20 мая 2016 года N* в присвоении Кривчиковой О.Н. звания "Ветеран труда" незаконным.
Признать за Кривчиковой О.Н. право на присвоение звания "Ветеран труда" и обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выдать Кривчиковой О.Н. удостоверение "Ветеран труда".
Взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в пользу Кривчиковой О.Н. 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
установила:
Кривчикова О.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование требований указала, что имеет трудовой стаж более 38 лет, является получателем пенсии по старости и продолжает работать. Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 208-л/с от 09.03.2016 г. она награждена знаком отличия Судебного департамента при Верховном Суде РФ "За Усердие" 2 степени, о чем выдано удостоверение. 05.05.2016 г. она обратилась с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, в чем 20.05.2016 г. ей было отказано ввиду того, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ, от имени генерального директора которого производилось награждение, не относится к высшим органам судебной власти Российской Федерации, в приложенных документах отсутствуют сведения о передаче Верховным судом РФ полномочий по награждению данным знаком Судебному Департаменту при Верховном суде РФ и что знак отличия "За Усердие" не учрежден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ N21 от 20.01.2008 года в качестве ведомственной награды.
Считает данный отказ Министерства незаконным, нарушающим ее право на звание "Ветеран труда" и на меры социальной поддержки, поскольку исходя из положений ст.7 Федерального закона "О ветеранах" граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права. Награждение знаком отличия "За усердие" производится Комиссией по ведомственным наградам Совета судей РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Кривчикова О.Н. просила суд признать отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 20 мая 2016 года в присвоении ей звания "Ветеран труда" незаконным; признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда" и обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выдать ей удостоверение "Ветеран труда"; взыскать в ее пользу 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просит отменить решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом. Кривчикова О.Н. просила о рассмотрении дела в её отсутствие, решение суда оставить без изменения. Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации Федерального закона Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 6 мая 2006 года N 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области".
Предметом регулирования данного закона в соответствии с его ст. 1 является установление и определение порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 2 Закона Самарской области N 40-ГД присвоение звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, осуществляется органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Самарской области N 40-ГД лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают по месту жительства в органы местного самоуправления, осуществляющие меры социальной поддержки в пределах переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, заявление с приложением следующих документов:
- лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет:
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
документ, подтверждающий факт постоянного проживания на территории Самарской области;
удостоверения к орденам, медалям, почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации либо документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховного Суда СССР, РСФСР или Российской Федерации, Конституционного Суда РСФСР или Российской Федерации, Государственного арбитража СССР, РСФСР, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Прокуратуры СССР, РСФСР, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, палат и аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации; в случае отсутствия удостоверения к награде либо документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, учитываются правильно оформленные записи в трудовой книжке, содержащие сведения о награждении указанными наградами со ссылкой на орган, принявший решение о награждении, дату и номер документа, подтверждающего данное решение, либо справки, подтверждающие факт награждения указанными наградами, выданные в установленном порядке органами государственной власти или уполномоченными организациями на основании архивных данных;
документ, подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет - для женщин.
Из материалов дела следует, что Кривчикова О.Н. имеет трудовой стаж более 38 лет и в настоящее время продолжает работать, что подтверждается записями в трудовой книжке. 05.02.2015г. Кривчиковой О.Н. назначена страховая пенсия по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоверения.
Установлено, что приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 09.03.2016 г. N* Кривчикова О.Н. награждена знаком отличия Судебного департамента при Верховном Суде РФ "За усердие" 2 степени.
Основанием награждения является протокол заседания Комиссии по ведомственным наградам Совета Судей Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25.02.2016 г. N 1.
К знаку отличия Кривчиковой О.Н. выдано удостоверение N* за подписью Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
05.05.2016 г. истец обратилась с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", в чем ей было отказано со ссылкой на то, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ, от имени генерального директора которого производилось награждение, не относится к органам государственной власти Российской Федерации; не относится к высшим органам судебной власти Российской Федерации; также в приложенных документах отсутствуют сведения о передаче Верховным Судом Российской Федерации полномочий по награждению данным знаком Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации. Кроме того, приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.01.2008 N 21 "Об учреждении знака отличия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации "За усердие" данная награда в качестве ведомственной награды не учреждена.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в присвоении Кривчиковой О.Н. звания "Ветеран труда" нарушает права истца, поскольку не основан на законе.
Определение ведомственного знака отличия в труде и перечня таких знаков федеральное законодательство не содержит.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей, установленный Конституцией РФ, предполагает самостоятельность системы органов судебной власти от власти законодательной и исполнительной.
Пункт 1 статьи 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе" от 31 декабря 1996 года N 1 определилсистему федеральных государственных органов судебной власти.
К названным федеральным органам государственной власти отнесены: судьи, суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; органы судейского сообщества: Всероссийский съезд судей, являющейся высшим органом судейского сообщества, Совет судей РФ и его рабочий орган Президиум Совета судей РФ, Судебный департамент РФ при Верховном суде РФ, аппараты судов и каждый из этих органов наделен соответствующими полномочиями, помимо полномочий по осуществлению правосудия.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 января 1999 года за N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации" разъяснил, что особенности правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти закрепляются другими положениями Конституции Российской Федерации (гл. 4 "президент Российской Федерации", глава 5 "Федеральное Собрание", гл. 6 "Правительство Российской Федерации", гл. 7 "Судебная власть") и конкретизируются в ряде федеральных конституционных и федеральных законов".
По смыслу статей 71 (пункт "г"), 72 (пункт "н"), 76 (части 1 и 2) и 77 (часть 1) Конституции РФ, определение видов федеральных органов исполнительной власти, постольку, поскольку оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ "О судебной системе Российской Федерации" для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества. Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" является федеральным государственным органом и наделен соответствующими полномочиями, согласно федеральному конституционному закону "О судебной системе РФ", входит в судебную систему.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.01.2008 г. N 21 "Об утверждении знака отличия судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации "За усердие", с изменениями и дополнениями внесенными приказом от 08.05.2008 г. N 90, учрежден знак отличия Судебного департамента при Верховном Суде РФ "За усердие" 1 и 2 степени в целях дальнейшего совершенствования практики поощрений работников системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Описание знака и его эскиз согласованы с Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации. Награждение знаком отличия производиться решением Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде российской Федерации на основании постановления Президиума Совета Судей Российской Федерации.
Приказом от 29.01.2008 г. утверждено Положение о знаке отличия "За усердие" и Положение о порядке награждения данным знаком.
В соответствии с Положением о знаке отличия "За усердие" награждение указанным знаком отличия производиться за высокие результаты, достигнутые в исполнении служебных обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, совершенствованию работы системы судебного департамента, оказанию содействия в проведении судебной реформы; достижение высоких показателей в служебной и хозяйственной деятельности; успехи, достигнутые в совершенствовании профессионального мастерства.
Знаком отличия "За усердие" 2 степени награждаются работники органов и учреждений системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, имеющие стаж государственной службы (работы) 5 и более лет в органах и учреждениях системы Судебного департамента при Верховном суде РФ или в других органах государственной власти.
При этом, вопрос о награждении знаком отличия "За усердие" рассматривается комиссией по ведомственным наградам Совета судей РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что знак отличия Судебного департамента при Верховном Суде РФ "За усердие" 2 степени учрежден в качестве ведомственного знака отличия в труде и, соответственно, при наличии иных предусмотренных законом условий, является основанием для присвоения Кривчиковой О.Н. звания "Ветеран труда".
Утверждение указанного ведомственного знака отличия в труде направлено на обеспечение выполнения требований п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 55 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", обеспечение деятельности судебной системы. Внутри самой системы судебной власти имеются и решаются другие государственные властные полномочия, помимо отправления правосудия, организационно-распорядительные, кадровые и другие, обеспечивающие деятельность судов и судей в ходе осуществления правосудия, и эти вопросы не могут решаться какими-либо федеральными органами других ветвей власти.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Кривчиковой О.Н. исковых требований.
Вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины судом разрешен в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильной оценке судом обстоятельств дела, неправильном применении закона, по вышеуказанным основаниям несостоятельны.
Судебная коллегия полагает, что всем обстоятельствам дела судом дана правильная правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.