судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Улановой Е.С.,
судей: Хаировой А.Х., Емелина А.В.,
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хатуева Р.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Хатуева Р.А. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения представителя ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Вдовиной С.Н., возражавшей на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Хатуев Р.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по Самарской области, с учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным приказ ГУ МВД России по Самарской области от **.**.**** г. N * л/с в части установления даты увольнения истца - 24.02.2016 г., и возложить на ответчика обязанность установить дату увольнения из органов внутренних дел с учетом его временной нетрудоспособности в период с 25.11.2015 г. по 17.06.2016 г. и нахождения в отпусках.
В судебном заседании истец и его представитель Байрамов Н.М. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Самарской области Вдовина С.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Хатуев Р.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что вывод суда о том, что истец не исполнил обязанность по уведомлению о временной нетрудоспособности с 06.02.2016 г. и до даты его увольнения, пожелание о продлении отпуска также не направлено в адрес ответчика своевременно, не опровергает его доводы о незаконности приказа от **.**.**** в части установления даты увольнения - 24.02.2016 г. Ссылается на то, что истец уведомлял ответчика о своей нетрудоспособности надлежащим образом. В момент издания спорного приказа от **.**.****, ответчик располагал сведениями о его временной нетрудоспособности после 22.01.2016 г., что подтверждает его незаконность.
В апелляционной жалобе Хатуев Р.А. также ходатайствует об обеспечении ему возможности участия в судебном заседании судебной коллегии посредством использования видеоконференц-связи через Ленинский районный суд "адрес".
В соответствии с ч. 1 ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом или по инициативе суда. Об участии указанных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение.
Судебная коллегия, с учетом положений ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей право граждан вести свои дела в суде лично или через представителей, не находит оснований для удовлетворения ходатайства Хатуева Р.А., поскольку проживание в иной области не свидетельствует о невозможности явиться в судебное заседание лично либо посредством своего представителя.
Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика Вдовиной С.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что **.**.**** начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самаре и Хатуев Р.А. заключили контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым последний обязался выполнять обязанности заместителя начальника управления МВД России - начальника полиции МУ МВД России " "данные изъяты"".
В соответствии с приказом от **.**.**** N * л/с, на основании рапорта от **.**.**** "данные изъяты" полиции Хатуев Р.А. с **.**.**** зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Самарской области, с выполнением отдельных поручений начальника межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации " "данные изъяты"".
Согласно выписке из приказа от **.**.**** N * л/с, на основании приказа МВД России от **.**.**** N * л/с установлена дата увольнения "данные изъяты" полиции Хатуева Р.А., находящегося в распоряжении ГУ МВД России по Самарской области, бывшего заместителя начальника управления МВД России - начальника полиции межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации " "данные изъяты"", по п. 4 части 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), **.**.**** Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составляет 27 лет 09 месяцев 02 дня.
Согласно акту от **.**.****, Хатуев Р.А. отказался получить направление на военно-врачебную комиссию ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" в связи с предстоящим увольнением из органов внутренних дел, отказался знакомиться с листом беседы в связи с зачислением в распоряжение ГУ МВД России по Самарской области.
В соответствии с выпиской из приказа от **.**.**** N * л/с, на основании рапорта от **.**.****, листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N *, выданного ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" **.**.****, "данные изъяты" полиции Хатуеву Р.А. предоставлено дополнительное время отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в **** г.: **, ** и **.**.****; перенесен основной отпуск за **** г. с ** "данные изъяты" по **.**.****, дополнительный отпуск (за стаж службы в органах внутренних дел) за **** г. с ** по **.**.****, дополнительный отпуск (за ненормированный служебный день) за **** г., с ** по **.**.****; предоставлено дополнительное время отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в **** г.: **, **, **, **, ** и **.**.****
На основании докладной записки от **.**.****, листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N *, выданного ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" **.**.****, внесены изменения в приказ ГУ МВД России по "адрес" от **.**.**** N * л/с, в том числе в части установления даты увольнения "данные изъяты" полиции Хатуеву Р.А.: дата **.**.**** заменена 24 февраля 2016 года.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 25.11.2015 г. по 17.06.2016 г. был временно нетрудоспособен, 05.02.2016 г. он и его представитель уведомили руководство ГУ МВД России по Самарской области о временной нетрудоспособности, в связи с чем считает незаконным приказ ГУ МВД России по Самарской области от **.**.**** N * л/с в части установления даты его увольнения - 24.02.2016 года.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком права истца не нарушены, поскольку истцом не исполнена обязанность по уведомлению о временной нетрудоспособности с 06.02.2016 г. и до даты увольнения, пожелание о продлении отпуска истцом также не направлено своевременно в адрес ответчика.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального Закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ) контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В соответствии с ч. 12 ст. 89 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ (в редакции от 05.10.2015 г., действовавшей в период спорных отношений), увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается.
Сотрудники органов внутренних дел имеют право на медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 18 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) предусмотрено, что сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.Форма и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности утверждаются совместным приказом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Приказом МВД России от 8 ноября 2006 г. N 895 утверждено Положение об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, пункт 18 которого предусматривает, что документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России, выданные иными медицинскими учреждениями, подлежат регистрации в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления указанных лиц на медицинское обслуживание.
30 декабря 2011 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 1232, которым утверждены в том числе Правила медицинского обслуживания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям.
Согласно пунктам 1, 3 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1232, в случаях отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи, предусмотрено направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников.
В частности, в соответствии с частью 24 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере.
Вместе с тем, на сотрудника органов внутренних дел возложена обязанность в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
При этом механизм реализации сотрудником органов внутренних дел права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью установлен специальными правовыми нормами - частью 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, пунктом 18 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного приказом МВД России от 8 ноября 2006 г. N 895, требования которых в силу пункта 1 части 1 статьи 12 этого же закона сотрудник обязан соблюдать.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
Таким образом, временная нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями, но обязательно зарегистрированными в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления на медицинское обслуживание. Сотрудник органов внутренних обязан в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о наступлении временной нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что **.**.**** Хатуеву Р.А. ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" был выдан листок освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N *, в котором указано о необходимости приступить к работе 23.01.2016 г.
Указанный листок освобождения от служебных обязанностей был направлен в адрес ответчика по почте 24.01.2016 г. и получен ответчиком 28.01.2016 г.
05.02.2016 г. Хатуеву Р.А. ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" был выдан листок освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N *, в соответствии с которым истец освобожден от служебных обязанностей с 22.01.2016 г. по 05.02.2016 г., с 06.02.2016 г. по 12.02.2016 г., с 12.02.2016 г. по 29.02.2016 г., продолжает работать.
Также в материалы дела представлены:
- справка N * от **.**.****, выданная "адрес" диспансером N *, в соответствии с которой истец освобожден от служебных обязанностей с 20.02.2016 г. по 29.02.2016 г., с 01.03.2016 г. по 08.03.2016 г., продолжает болеть;
- справка N * от **.**.****, выданная "адрес" диспансером N *, в соответствии с которой истец освобожден от служебных обязанностей с 09.03.2016 г. по 11.04.2016 г., с 12.04.2016 г. по 21.04.2016 г., продолжает болеть;
- справка N * от **.**.****, выданная "адрес" диспансером N *, в соответствии с которой истец освобожден от служебных обязанностей с 22.04.2016 г. по 29.04.2016 г., с 30.04.2016 г. по 06.05.2016 г., продолжает болеть;
- справка N * от **.**.****, выданная "адрес" диспансером N *, в соответствии с которой истец освобожден от служебных обязанностей с 07.05.2016 г. по 16.05.2016 г., с 17.05.2016 г. по 24.05.2016 г., продолжает болеть;
-справка N * от **.**.****, в соответствии с которой истец освобожден от служебных обязанностей с 25.05.2016 г. по 08.06.2016 г., с 09.06.2016 г. по 17.06.2016 г., назначена явка в поликлинику УВД - 17.06.2016 г.
В материалы дела истцом представлена копия кассового чека от 10.03.2016 г. об отправке ответчику копии листка нетрудоспособности N * от 05.02.2016 г., письмо получено адресатом 14.03.2016 г.
В материалы дела ответчиком представлена копия рапорта истца от 24.02.2016 г., в котором он уведомляет ответчика о том, что с 22.01.2016 г. проходит лечение в лечебных учреждениях "адрес" и ему выдан листок временной нетрудоспособности с 22.01.2016 г. N * от 22.01.2016 г. На указанном документе имеется печать ответчика с датой поступления 16.03.2016 г.
В судебном заседании суда первой инстанции истец пояснил, что действительно отправил по почте рапорт и листок временной нетрудоспособности только 10.03.2016 г., однако эти документы были отправлены ответчику 05.02.2016 г. его представителем по факсу.
Доказательств, достоверно подтверждающих направление факса 05.02.2016 года в адрес непосредственного руководителя (начальника) в материалах дела нет.
Судебная коллегия приходит к выводу, что рапорт истца от 24.02.2016 г., в котором он уведомляет ответчика о том, что с 22.01.2016 г. проходит лечение в лечебных учреждениях "адрес" и листок временной нетрудоспособности N * был получен ответчиком только 14.03.2016 г., иного в материалы дела не представлено.
В связи с указанным, вывод суда первой инстанции о том, что в момент издания спорного приказа от **.**.****, ответчик не располагал сведениями о временной нетрудоспособности истца после 22.01.2016 г., является правильным.
Суд первой инстанции обоснованно оставил без внимания доводы истца о том, что в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" от **.**.**** на момент увольнения из органов внутренних дел России 24.02.2016 г. он был не годен к службе в органах внутренних дел, в связи с заболеванием, полученным в период службы, и должен быть уволен из органов внутренних дел на основании пункта 1 части 3 ст. 81 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ в связи с болезнью, поскольку требований об изменении формулировки увольнения истец не заявлял.
В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчика пояснила, что приказом МВД России от **.**.**** изменена формулировка увольнения истца - по болезни, после того как истец представил заключение ВВК.
Ошибочная ссылка в решении суда на ч. 12 ст. 89 ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ в редакции N 13 от 03.07.2016 г., которая не действовала в момент спорных правоотношений (февраль 2016 года), в соответствии с которой увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 7, 8, 9 и 11 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, на правильность решения суда не влияет.
Доводов, которые не были известны суду первой инстанции либо опровергали его выводы, апелляционная жалоба не содержит и не может быть основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хатуева Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.