Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей - Ефремовой Л.Н. и Калинниковой О.А.,
при секретаре - Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - ГУ МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда города Самары от 28 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Огуречникова А.А. - удовлетворить. Признать за Огуречниковым А.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения Обязать ГУ МВД России по Самарской области поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения "данные изъяты" полиции Огуречникова А.А. с даты подачи заявления - с **.**.****.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы представителя ответчика - ГУ МВД России по Самарской области - Юрченко Е.В., возражения на доводы жалобы истца - Огуречникова А.А ... и его представителя - Свердлова Е.С., судебная коллегия
установила:
Истец - Огуречников А.А. обратился в суд с иском о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и (или) строительства жилого помещения и возложении обязанности по поставке на соответствующий учет к ответчику ГУ МВД России по Самарской области в обоснование своих требований указав, что он проходит службу в органах внутренних дела в чине "данные изъяты" и состоит в должности "данные изъяты" ДЧ ОП N * МВД России по городу Самаре. В порядке установленном постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N1223 истец обратился с заявлением в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Самарской области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения представив необходимые документы. Решением Центральной ЖБК ответчика от **.**.**** истцу отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и (или) строительства жилого помещения, в связи с тем, что уровень обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения выше необходимой учетной нормы, то есть на каждого члена семьи приходится более 15 кв.м., учетной нормы, а также указано, что после смерти матери истец в "данные изъяты" **** года от вступления в наследство отказался. Истец считает указанное решение незаконным. Указывает, что проживает с семьей на основании договора коммерческого найма в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, отец проживает совместно с ними, однако, членом семьи его не является, так как совместного хозяйства не ведут. На каждого члена семьи приходится менее 15 кв.м ... На основании изложенного истец просил суд: 1) признать за собой право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и (или) строительства жилого помещения; 2) обязать ответчика поставить истца на учет для получения указанной выплаты с даты подачи заявления.
Судом постановленовышеуказанное решение, которое ответчик - ГУ МВД России по Самарской области считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - ГУ МВД России по Самарской области судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 4 Федерального Закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно ч. 4 ст. 4 этого же Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2011 года N1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке, (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Согласно п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что право сотрудника органов внутренних дел на названную единовременную социальную выплату, признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, при условии, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Вместе с тем, по смыслу закона указанное право сотрудника внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то есть соответствующее право не может возникнуть ранее даты подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела видно, что истец - Огуречников А.А. с семьей (состав семьи 4 человека истец, супруга и двое несовершеннолетних детей), претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в то же время пользуется вместе с членами своей семьи жилым помещением - квартирой, находящейся в собственности его отца ФИО12
Также из материалов дела видно, что на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты ( **.**.**** - дата обращения с заявлением в ЦЖБК ответчика) истец - Огуречников А.А. постоянно проживал с **** года (согласно справке с места жительства) с членами семьи в принадлежащей его отцу квартире расположенной по адресу: "адрес", общей площадью согласно данным технического паспорта 55,9 кв.м., при этом, ранее право собственности на указанную квартиру было зарегистрировано за матерью истца. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением суда от **.**.****, в котором принимали участие как истец так и ответчик. Указанным решением суда также установлено, что общая площадь квартиры составляет 55,90 кв.м., согласно экспликации площади 11,9 кв.м., приходится на две лоджии, так как в соответствии с ч. 5 ст.15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска, а именно признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также возложении на ответчика обязанности поставить истца на соответствующий учет с даты подачи заявления - с **.**.****, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что обеспеченность жилой площадью истца и членов его семьи составляет менее 15 кв.м. на человека (55,9 кв.м. : 4 человека = 13,97 кв.м.), наличие иных правовых оснований для возникновения у истца соответствующего права по существу ответчиком не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости принятия во внимание при определении размера общей площади жилого помещения указанной в свидетельстве о праве собственности на названную квартиру судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу вышеприведенных норм жилищного законодательства в указанную площадь не могут включаться площади балконов, лоджий, веранд и террас, между тем, сам по себе факт несоответствия сведений указанных в свидетельстве о государственной регистрации права данным технического паспорта, не является правовым основанием к ущемлению названных прав истца.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о совершении истцом действий, указанных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку они не соответствуют действительности, так как и в случае принятия истцом наследства, открывшего после смерти его матери, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена его семьи составляла бы менее 15 кв.м..
Также несостоятельными находит судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о неправильности определения судом первой инстанции даты постановки истца на соответствующий учет, поскольку действующее законодательство какими-либо определенными сроками данную дату не определяет, устанавливая лишь максимальный срок рассмотрения соответствующего заявления, между тем, по смыслу закона права, возникновение которых носит заявительный характер, признаются возникшими у соответствующего лица с момента подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган, если иное прямо не установлено законом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда города Самары от 28 июля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.