Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,
при секретаре Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Администрации городского округа Самара и Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 11 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Левкова С.В. и ООО "Лангольер" обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование заявленных требований указали, что Левкова С.В. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на нежилое 2-х этажное здание общей площадью 156,4 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый номер N. ООО "Лангольер" является собственником 4/5 долей в праве общей долевой собственности на то же здание.
29.12.2015 г. административные истцы обратились в администрацию городского округа Самара с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемого поликлиникой с прилегающей территорией, площадью 2206 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для целей, не связанных со строительством, за 50 % кадастровой стоимости.
Постановлением администрации городского округа Самара от 29.04.2016 N 525, ООО "Лангольер" и Левковой С.В. отказано в предоставлении в общую долевую собственность за выкуп указанного земельного участка на том основании, что земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, поскольку часть объекта занимает территория общего пользования.
По мнению административных истцов, постановление администрации городского округа Самара об отказе в предоставлении в общую долевую собственность за плату указанного земельного участка является незаконным, поскольку границы участка не пересекают территорию общего пользования.
Ссылаясь на данные обстоятельства, уточнив заявленные требования, административные истцы просили суд признать постановление администрации городского круга Самара от 29.04.2016 N 525 об отказе ООО "Лангольер" и Левковой С.В. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка незаконным; обязать администрацию городского округа Самара предоставить ООО "Лангольер" и Левковой С.В. в общую долевую собственность за выкуп земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый поликлиникой с прилегающей территорией, площадью 2206 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для целей, не связанных со строительством, за 50 % кадастровой стоимости.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 11 июля 2016 г., с учетом определения того же суда от 05.08.2016 г. об исправлении описки в решении суда, административное исковое заявление ООО "Лангольер" и Левковой С.В. удовлетворено.
Признано незаконным постановление администрации городского круга Самара от 29.04.2016 N 525 об отказе ООО "Лангольер" и Левковой С.В. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка.
На администрацию городского округа Самара возложена обязанность предоставить Левковой С.В. и ООО "Лангольер" в общую долевую собственность за плату земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый поликлиникой с прилегающей территорией, площадью 2206 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для целей, не связанных со строительством.
В апелляционных жалобах администрация городского округа Самара и Департамент градостроительства городского округа Самара просят решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации городского округа Самара - Храновский С.Г., Департамента градостроительства городского округа Самара - Агапова О.С., Департамента управления имуществом городского округа Самара - Ягубян И.Е. доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель административных истцов ООО "Лангольер" и Левковой С.В. - Синчукова Е.П. в удовлетворении апелляционных жалоб просила отказать, решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание по адресу: "адрес", общей площадью 156,4 кв.м, с кадастровым номером N Левковой С.В. в размере 1/5 доли в праве общей долевой собственности; ООО "Лангольер" в размере 4/5 доли в праве общей долевой собственности (т. 1 л.д. 16, 17).
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
29.12.2015 г. административные истцы обратились в администрацию городского округа Самара с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2206 кв.м, расположенного по адресу: г "адрес", государственная собственность на который не разграничена, с целью следующего использования земельного участка - занимаемого поликлиникой и прилегающей территорией, за выкуп, без проведения торгов, выкупной ценой земельного участка в размере 50 % кадастровой стоимости земельного участка, с учетом принадлежащей административным истцам доли в праве общей долевой собственности на здание: ООО "Лангольер" - 4/5 доли, Левковой С.В. - 1/5 доли (т. 1 л.д. 10).
Постановлением администрации городского округа Самара от 29.04.2016 N 525 административным истцам отказано в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка, поскольку земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, поскольку часть участка принадлежит территории общего пользования.
Принимая данное решение, администрация городского округа Самара исходила из положений п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, п.п. 6 п. 2.14 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов", утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 30 июня 2015 г. N 262-п.
Вместе с тем, ранее распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.11.2014 N 960 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2206 кв.м, занимаемого поликлиникой и прилегающей территорией, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, расположенного по адресу: "адрес", на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов N 63:01:02 16 001, N 63:01:02 17 001 (т. 1 л.д. 11-15).
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения об утверждении схемы, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ).
Как видно из материалов дела, распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.11.2014 N 960 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов N 63:01:02 16 001, N 63:01:02 17001", принято в соответствии с требованиями земельного законодательства, с учетом положений ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Утверждая данную схему, орган местного самоуправления не нашел оснований, предусмотренных законом, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Также установлено, что распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 20.11.2014 N 960 никем не оспорено и недействительным не признано.
20.12.2014 г. указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N (т. 1 л.д. 22-23).
Каких-либо ограничений (обременений) при постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет не установлено.
Кроме того, из заключения кадастрового инженера Новикова Д.Л. от 19.11.2015 г. следует, что на земельном участке с кадастровым номером N земли общего пользования отсутствуют (т. 1 л.д. 60-89).
Таким образом, испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, границы участка определены, испрашиваемая площадь соответствует целям использования нежилого здания и подтверждается градостроительным обоснованием.
Границы испрашиваемого административными истцами земельного участка определены схемой его расположения на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления.
Схема расположения утверждена с учетом назначения земельного участка как территории, занимаемой отдельно стоящим зданием и необходимой для его обслуживания.
Установлено, что целевое использование земельного участка под размещение поликлиники с прилегающей территорией соответствует основным видам разрешенного использования земельного участка в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (зона Ц-2) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Согласно градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка, подготовленного в 2015 году ООО "Архитектурно-проектная мастерская", имеющего свидетельство о допуске к указанному виду работ, испрашиваемая территория необходима для использования и эксплуатации зданий поликлиники с прилегающей территорией, красные линии вблизи участка отсутствуют, площадь сформированного земельного участка, равная 2206 кв.м, обусловлена рациональным использованием территории и необходимостью организации парковочных мест (т. 1 л.д. 26-59).
Несмотря на наличие противоречий относительно расположения части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, органом местного самоуправления не дана оценка данному обстоятельству при рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Исходя из смысла приведенных выше норм, а также положений статей 59, 60 КАС РФ, надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок либо его часть относится к территории общего пользования, является документ, который свидетельствует о нахождении этого участка в границах красных линий. Однако такой документ в материалах дела отсутствует.
При разрешении спора судом первой инстанции обоснованно было учтено данное обстоятельство.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая заявленные ООО "Лангольер" и Левковой С.В. требования, учитывая вышеприведенные нормы, суд обоснованно исходил из того, что принятое администрацией городского округа Самара постановление противоречит требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы заявителей.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о признании незаконным постановления администрации городского округа Самара от 29.04.2016 N 525 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лангольер" и Левковой С.В. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес"
Между тем, вывод суда о возложении на администрацию городского округа Самара в рамках устранения выявленных нарушений обязанности предоставить ООО "Лангольер" и Левковой С.В. в собственность земельный участок по указанному адресу, судебная коллегия считает преждевременным, поскольку для этого необходимо проведение всех предшествующих процедур, предусмотренных административным регламентом.
Возлагая на орган местного самоуправления обязанность предоставить административным истцам в общую долевую собственность земельный участок, суд первой инстанции предрешилсущество решения, которое должно быть принято.
Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.1 ЗК РФ.
На основании статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, договора купли-продажи, аренды или безвозмездного пользования таких земельных участков.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение в указанной части следует изменить, возложить на администрацию городского округа Самара обязанность возобновить работу по заявлению ООО "Лангольер" и Левковой С.В. о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемого поликлиникой с прилегающей территорией, площадью 2206 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для целей, не связанных со строительством.
Доводы апелляционных жалоб администрации городского округа Самара и Департамента градостроительства городского округа Самара о том, что часть испрашиваемого заявителями земельного участка находится на территории общего пользования, не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку между сведениями, содержащимися в представленных сторонами документах, относительно расположения испрашиваемого земельного участка (на территории общего пользования), имеются противоречия, которые подлежат устранению при новом рассмотрении заявления ООО "Лангольер" и Левковой С.В. о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 11 июля 2016 года изменить, изложить резолютивную часть решения суда следующим образом:
"Административное исковое заявление ООО "Лангольер" и Левковой С.В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации городского круга Самара от 29.04.2016 N 525 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Лангольер" и Левковой С.В. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес"
Возобновить работу по заявлению ООО "Лангольер" и Левковой С.В. о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемого поликлиникой с прилегающей территорией, площадью 2 206 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для целей, не связанных со строительством, и сообщить об исполнении настоящего решения в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО "Лангольер" и Левковой С.В. отказать".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара и Департамента градостроительства городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.