Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шилова А.Е. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Майдановой М.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Красновой А.А. к мэрии городского округа Тольятти Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, оформленного письмом от 20 февраля 2016 года N Гр.м./706 и о восстановлении нарушенного права,
по апелляционной жалобе Красновой А.А. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 25 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Красновой А.А. - Воронина Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя мэрии городского округа Тольятти Самарской области Донгаузер А.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Краснова А.В. обратилась в суд с административным иском к мэрии городского округа Тольятти Самарской области, в котором просила признать незаконным решение, оформленное письмом за подписью и.о. заместителя мэра Бычковой Е.Э. от 20 февраля 2016 года исх.N Гр.м./706, об отказе в предоставлении ей в аренду для оказания услуг розничной торговли земельных участков: с кадастровым номером N площадью 109 кв.м. по адресу: "адрес", имеющего адрес: "адрес" и с кадастровым номером N площадью 145 кв.м. по адресу: "адрес", имеющего адрес: "адрес". Просила также признать за ней право на получение в первоочередном порядке в аренду вышеназванные земельные участки и возложить на административного ответчика обязанность по заключению с ней договоров на их аренду сроком на 5 лет.
В обоснование указала, что отказ мотивирован поступлением заявлений от других лиц. Кроме того, орган местного самоуправления, ссылаясь на ч.8 п.18 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указал, что земельный участок, находящейся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Краснова А.А. полагает, что ее заявление должно быть рассмотрено в соответствии со ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), которая не предусматривает содержащихся в оспариваемом решении оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 25 июля 2016 года в удовлетворении требований Красновой А.А. отказано (л.д. 111-116).
В апелляционной жалобе Краснова А.А. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права (л.д. 119-122).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Так, согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Судом установлено, что 20 февраля 2015 года в газете "Городские ведомости" N 12 (1790) опубликована информация о земельных участках, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством.
24 февраля 2015 года Краснова А.А. обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении в аренду для оказания услуг розничной торговли четырех земельных участков.
20 ноября 2015 года постановлением мэрии городского округа Тольятти N3739-пЛ Красновой А.А. предоставлены в аренду для целей, не связанных со строительством, два из четырех испрашиваемых земельных участка.
В предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами N и N отказано на том основании, что в отношении них имеются и другие обращения, в связи с чем право аренды должно предоставляться на торгах. Также указано со ссылкой на п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, что земельные участки, расположенные в границах территории общего пользования, не могут быть предметом аукциона.
Также судом установлено, что схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях их предоставления до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ подготовлены и утверждены (л.д. 34-36).
По мнению Красновой А.А. ее заявление подлежало рассмотрению в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в числе прочего, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ Решением Думы городского округа Тольятти от 17.09.2014г. N 405 утверждено Положение об установлении процедур и критериев предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством (утратило силу с 1 марта 2015 года в связи с принятием Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.02.2015 N 618).
Также в городском округе Тольятти с 1 марта 2015 года Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденное Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/п применятся в целях реализации переходных положений, предусматривающих предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, схемы которых утверждены до 1 марта 2015 года.
Пунктом 19 Решения Думы городского округа Тольятти от 17.09.2014г. N 405 и пунктом 17 Постановления мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N 2835-1/п установлено, что в случае если в отношении одного земельного участка поступило в установленный срок два или более заявления, соответствующий земельный участок предоставляется на торгах, проводимых в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав указанные выше положения Федерального закона от 23.06.2014 N171-ФЗ, руководствуясь статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года), пункта 19 Решения Думы городского округа Тольятти от 17.09.2014г. N405 (действовавшего до 1 марта 2015 года) и пункта 17 Постановления мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N2835-1/п, пришел к выводу о правомерности отказа в предоставлении административному истцу спорных земельных участков.
При этом суд исходил из того, что при наличии двух и более заявок на земельные участки, в том числе на земельные участки, схемы которых утверждены до 1 марта 2015 года, их предоставление в соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ должно осуществляться исключительно по результатам торгов, однако расположение испрашиваемых земельных участков в границах территории общего пользования в силу п.п. п.8 ст. 39.11 ЗК РФ является препятствием для этого.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на требованиях законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и соответствует установленным по делу обстоятельствам. Административным истцом не оспаривается, что его обращение о предоставлении в аренду спорных земельных участков не являлось единственным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что статья 34 Земельного кодекса РФ в ранее действовавшей редакции, подлежащая применению в рассматриваемом случае, не предусматривала проведение торгов.
Указанные доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ст.2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Решение Думы городского округа Тольятти от 17.09.2014г. N405 и Постановление мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N2835-1/п были приняты на основании и во исполнение ст.34 Земельного кодекса РФ и, соответственно, подлежали применению к правоотношениям по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, до 1 марта 2015 года, в том числе и в рассматриваемом случае. К тому же Постановление мэра городского округа Тольятти Самарской области от 21.09.2007 N2835-1/п является действующим и с 01.03.2015 применяется в целях реализации переходных положений, предусматривающих предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, схемы которых утверждены до 01.03.2015 (пункт 6 Постановления в редакции от 05.05.2015).
Таким образом, ссылка суда на указанные нормативные правовые акты, предусматривающие необходимость проведения торгов в случае наличия нескольких заявлений в отношении одного земельного участка, является правильной.
Доводы жалобы о том, что положения п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, устанавливающие запрет на выставление на аукцион земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования, не подлежат применению к сложившимся правоотношениям, поскольку введены в действие с 1 марта 2015 года, не ставят под сомнение правильность выводов суда по существу рассмотренных требований. В данном случае необходимость проведения торгов является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 25 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красновой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.