Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Саяпиной Е.Г. и Смагиной С.Г. - представителей директора Муниципального предприятия городского округа Самара "Жилсервис" Максимова С.Ю., на постановление мирового судьи судебного участка N 53 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 01.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
установил:
05.02.2016 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении директора Муниципального предприятия городского округа Самара "Жилсервис" Максимова С.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований
Постановлением мирового судьи судебного участка N 53 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 01.04.2016 директор МП г.о.Самара "Жилсервис" Максимов С.Ю. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В надзорной жалобе представители Саяпина Е.Г. и Смагина С.Г. просят отменить постановление мирового судьи с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены судебные решения, указывая, что многоквартирный дом по адресу: "адрес", является экспериментальным домом по обслуживанию отопления и горячего водоснабжения, на чердаке дома расположена автономная газовая котельная, обслуживающая только этот дом, который не подключен к центральному отоплению. Котельная находится в собственности ООО " А" на основании договора купли-продажи движимого имущества от 02.07.2012, данная котельная имеет замкнутую систему и все трубы отопления, расположенные в местах общего пользования, фактически являются частью этой системы, что подтверждается схемой котельной. Соответственно, все инженерные сети ГВС и отопления указанного многоквартирного дома находятся в собственности ООО " А" (ресурсоснабжающая организация) и обслуживаются сотрудниками этой организации. Данный котельный комплекс не является частью инженерных сетей отопления и ГВС дома, не относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, МП г.о. Самара "Жилсервис" не осуществляет содержание и ремонт котельного комплекса, является лишь абонентом по договору снабжения тепловой энергии N от 16.10.2015, по которому ООО "Анвис", как энергоснабжающая организация, обязуется подавать МП г.о. Самара "Жилсервис" (Абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а предприятие обязуется принимать и оплачивать. В свою очередь, ООО " А", для оказания коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения собственникам дома, приобретает газ по договору поставки и транспортировки газа N от 01.12.2015 г. у ООО " Г***". В связи с существенным нарушением порядка оплаты ООО " А" с 10.05.2016 поставка газа была прекращена, о чем свидетельствуют письма исх. N 21-02-06/2194 от 25.04.2016, N 21-02-06/2298 от 27.04.2016. Соответственно тепловая энергия ООО " А" не вырабатывается, коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления собственникам помещений не предоставляются.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с чч.1,2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подп. "а" п.11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя
2.
осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно п.18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290), к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся, в частности, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода), незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
В соответствии с п. 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, одним из требований к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 N 379-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении).
Судебными инстанциями установлено, что многоквартирный жилой "адрес" в "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом от 09.06.2015 находится на обслуживании МП г.о. Самара "Жилсервис", имеющего лицензию N 14 от 16.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании распоряжения N ССр-197690 от 11.01.2016 заместителя руководителя-руководителя центрального управления жилищного надзора 15.01.2016 главным специалистом - государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области проведена проверка сведений, изложенных в обращении жильца "адрес" от 30.12.2015, в ходе которой установлено, что, в нарушение п.4 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), в "адрес" отсутствует горячее водоснабжение.
Указанное нарушение отражено в акте проверки от 15.01.2016 N ССр-197690 и послужило основанием для составления 05.02.2016 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении директора управляющей организации МП г.о.Самара "Жилсервис" Максимова С.Ю. протокола N ССр-197690 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
В подтверждение, что должностным лицом Максимовым С.Ю. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, мировым судьей обоснованно приняты во внимание и указаны в постановлении в качестве доказательств: протокол N ССр-197690 от 05.02.2016 об административном правонарушении (л.д.3-4); уведомление (вызов) от 01.02.2016 о составлении протокола об административном правонарушении (л.д.7); акт проверки от 15.01.2016 (л.д.8); уведомление (вызов) от 14.01.2016 о проведении проверки (л.д.9); распоряжение от 11.01.2016 о проведении внеплановой, выездной проверки (л.д.10-11); договор управления многоквартирным домом от 09.06.2015 (с приложениями), заключенный между МП г.о. Самара "Жилсервис" и департаментом управления имуществом г.о. Самара, являющимся собственником муниципальных помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" (л.д.12-35); лицензия N 14 от 16.04.2015 (л.д.36-37), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора МП г.о. Самара "Жилсервис" Максимова С.Ю. в совершении данного административного правонарушения.
В судебном постановлении вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Исходя из смысла указанных выше правовых норм допущенное нарушение свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Поскольку должностным лицом - руководителем МП г.о. Самара "Жилсервис" Максимовым С.Ю., не осуществлен должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия, в том числе по соблюдению подачи бесперебойного горячего водоснабжения жильцам "адрес" и своевременному принятию мер к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей бездействие должностного лица Максимова С.Ю. правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии директора МП г.о. Самара "Жилсервис" Максимова С.Ю. состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, семейное и материальное положение должностного лица Максимова С.Ю. и пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Следует признать не опровергающей выводы о наличии в действиях Максимова С.Ю. состава административного правонарушения ссылку в надзорной жалобе на то, что МП г.о. Самара "Жилсервис" является лишь абонентом по договору снабжения тепловой энергии N114/15 от 16.10.2015, по условиям которого энергоснабжающая организация ООО " А" обязуется подавать МП г.о. Самара "Жилсервис" (Абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а предприятие обязуется принимать и оплачивать.
Согласно п.3.1.3 договора управления многоквартирным домом от 09.06.2015, заключенного между МП г.о. Самара "Жилсервис" и департаментом управления имуществом г.о. Самара, являющимся собственником муниципальных помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", управляющая организация обязана обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику (нанимателям) помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе горячее водоснабжение.
Приложенные к надзорной жалобе: копия договора от 16.10.2015, заключенного ООО " А" и МП "Жилсервис" на снабжение тепловой энергией в горячей воде, копия договора купли-продажи движимого имущества (мини-котельной, расположенной по адресу: "адрес"), заключенного между ОАО " С***
С***
С***" и ООО " А", акт от 29.12.2015 о том, что в "адрес" отсутствует горячая вода, на чердаке "адрес" расположен газовый котёл, который слесарями "ЖЭУ-3" не обслуживается; карта аналитического учета по р/счетам МП г.о.Самара "Жилсервис" за период с января по апрель 2016 года; - также не свидетельствуют об отсутствии вины Максимова С.Ю. в совершении административного правонарушения, поскольку не подтверждают, что Муниципальным предприятием г.о.Самара "Жилсервис", заключившим договор управления многоквартирным домом, с возложением обязанности по обеспечению предоставления коммунальных услуг установленного качества, в том числе горячего водоснабжения, предпринимались какие-либо меры, способствующие устранению нарушений лицензионных требований.
Приложенные к жалобе письма, подтверждающие прекращение поставки газа ООО " А" в связи с существенным нарушением им порядка оплаты, не могут быть приняты во внимание, поскольку из их содержания следует о прекращении действия договора и поставки газа с 01.05.2016, тогда как нарушение в виде отсутствия горячего водоснабжения установлено 15.01.2016.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13,30.17 ч.2 п.1,30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 53 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 01.04.2016 в отношении директора МП г.о. Самара "Жилсервис" Максимова С.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу Саяпиной Е.Г. и Смагиной С.Г. - представителей директора МП г.о.Самара "Жилсервис" Максимова С.Ю., оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.