Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Назаровой Н.Б. - представителя заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N67 судебного района г. Новокуйбышевск от 06.06.2016 г. и решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 01.08.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N67 судебного района г. Новокуйбышевск от 06.06.2016 г должностное лицо - заместитель главы г.о. Новокуйбышевск Никерясов В.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 01.08.2016 г. постановление мирового судьи от 06.06.2016 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Назарова Н.Б., указывая, что в действиях заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по административному делу прекратить.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Согласно ч.3 ст.5 указанного Федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч. 1 ст.9 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч.1 ст.10 указанного Федерального закона орган местного самоуправления: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
В соответствии с ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что в рамках проверки исполнения администрацией г.о. Новокуйбышевск требований федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.о. Новокуйбышевск из Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 по вопросу преграждения свободного доступа к водному объекту реке "адрес", ответ на указанное обращение подготовлен и подписан заместителем главы г.о. Новокуйбышевск Никерясовым В.И. ДД.ММ.ГГГГ, с указанием в нем, что "оснований для проведения плановых проверок не имеется, арендаторам земельных участков вдоль берега реки "адрес" направлены письма о недопустимости нарушения водного законодательства", то есть администрацией г.о. Новокуйбышевск самостоятельно каких-либо мер, направленных на выявление, восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов, указанных в обращении, не принято, чем допущено нарушение требований ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
По факту выявленного правонарушения заместителем прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратура 23.03.2016 г. в отношении должностного лица - заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что заместителем главы г.о. Новокуйбышевск Никерясовым В.И. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.5.59 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); копия обращения депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 в адрес "адрес" по вопросу преграждения свободного доступа к водному объекту реке "адрес" (л.д.15-16); сопроводительное письмо из "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры о направлении для рассмотрения обращения депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 по вопросу ограничения доступа к водному объекту (л.д.14); письмо заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о направлении обращения депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 по подведомственности для рассмотрения и принятия мер (л.д.13); ответ от ДД.ММ.ГГГГ N заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. на обращение депутата, из которого следует, что оснований для проведения плановых проверок не имеется, арендаторам земельных участков вдоль берега реки "адрес" направлены письма о недопустимости нарушения водного законодательства (л.д.11); копия распоряжения Nлс от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу Никерясова В.И. на должность заместителя главы г.о. Новокуйбышевск по промышленной политике и предпринимательству (л.д.21); копии писем от ДД.ММ.ГГГГ, направленных администрацией г.о. Новокуйбышевск арендаторам земельных участков, расположенных вдоль берега реки "адрес", с просьбой соблюдения требований Водного кодекса РФ в отношении используемых земельных участков (л.д.22-29), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы о том, что в действиях заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, так как администрация г.о. Новокуйбышевск не наделена компетенцией проведения проверок, и проверка земельных участков в районе береговой линии "адрес", находящихся в аренде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ежегодный план проверок на 2016 г. не включена, были исследованы предыдущими судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными, основанными на неверном толковании представителем Назаровой Н.Б. норм права.
Согласно п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п "в" п.1 ч.1 ст.2 Закона Самарской области от 06.04.2010 г. N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды", принятого Самарской Губернской Думой 23.03.2010 г., органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по государственному надзору в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.В силу ч.ч.1,2 ст.6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.36 ч.1 ст.16 Федеральный закон от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ N заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. на обращение депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1, администрация г.о. Новокуйбышевск предоставила в пользование на основании договоров аренды земельные участки в районе береговой линии реки "адрес" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (л.д.11).
Согласно ч.ч. 1,3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Государственная защита прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется ст.41,42,45 Конституции РФ и другими законодательными актами. За нарушение гарантий и прав на благоприятную окружающую среду предусматривается ответственность и невыполнение требований закона из-за не включения вышеуказанных земельных участков, предоставленных в аренду администрацией г.о. Новокуйбышевск в ежегодный план проверок на 2016 г., не является основанием исключающим вину заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. в совершении инкриминируемого правонарушения.
Таким образом, в силу приведенных положений закона Никерясов В.И., являясь должностным лицом - заместителем главы г.о. Новокуйбышевск, наделенным государственными полномочиями по государственному надзору в области охраны водных объектов, по обеспечению объективного, всестороннего, своевременного и полного рассмотрения обращений и принятия по ним мер, направленных на выявление и пресечение нарушенных прав граждан, то есть на которого возложено осуществление публично значимых функций, отвечая на обращение депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО1 по вопросу преграждения свободного доступа к водному объекту реке "адрес", то есть нарушения водного законодательства, с разъяснением, что проверка по указанному вопросу проведена быть не может, так как земельные участки, предоставленные в аренду администрацией г.о. Новокуйбышевск, в ежегодный план проверок на 2016 г. не включены, что в адрес арендаторов направлены письма о недопустимости нарушения водного законодательства, не принял каких-либо конкретных и необходимых мер, непосредственно направленных на выявление, восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов граждан, указанных в обращении, допустил нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, нарушил требования ч.ч.1,3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", и совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями субъект административного правонарушения и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, определены верно, поскольку направленные в адрес арендаторов письма о недопустимости нарушения водного законодательства не могут свидетельствовать о достаточности принятых мер, направленных на выявление, пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
Имеющие значение обстоятельства установлены правильно, содержащийся в обжалуемых судебных решениях вывод о совершении заместителем главы г.о. Новокуйбышевск Никерясовым В.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, анализ которых приведен в судебных решениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 06.06.2016 г. судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 01.08.2016 г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Рассмотрение 01.08.2016 г. в городском суде жалобы на постановление мирового судьи от 06.06.2016 г. в отсутствие представителя Назаровой Н.Б. не явилось нарушением процессуального права заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. на защиту и не повлияло на установление истины по делу и виновности в совершенном административном правонарушении. Представитель Назарова Н.Б. действовала на основании доверенности от 20.06.2016 г., которой заместитель главы г.о. Новокуйбышевск Никерясов В.И. доверил представлять интересы при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ. Назарова Н.Б. была извещена о рассмотрении дела 01.08.2016 г. в 11 часов 45 минут, о чем свидетельствует в расписке ее подпись (л.д.75). Из указанной доверенности следует, что заместитель главы г.о. Новокуйбышевск Никерясов В.И. также доверяет представление своих интересов при рассмотрении дела об административном правонарушении Негожиной А.Г., которая тоже не явилась в судебное заседание 01.08.2016 г. Таким образом, заместитель главы г.о. Новокуйбышевск Никерясов В.И. не был лишен предоставленных законом гарантий на защиту и имел возможность воспользоваться своими процессуальными правами.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ст.5.59 КоАП РФ.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка N67 судебного района г. Новокуйбышевск от 06.06.2016 г. и решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 01.08.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в отношении заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. оставить без изменения, надзорную жалобу Назаровой Н.Б. - представителя заместителя главы г.о. Новокуйбышевск Никерясова В.И. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Шкуров С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.