Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А.,
при секретаре А.П.Д. .,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ивановой Юлии Геннадьевны на решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 02 августа 2016 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора Черепановского и Маслянинского районов Новосибирской области по пожарному надзору Кудрявцева А.Ю. N 0014 от 19 мая 2016 года по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности заведующей МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" - Ивановой Ю.Г. по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Черепановского и Маслянинского районов Новосибирской области по пожарному надзору Кудрявцева А.Ю. N 0014 от 19 мая 2016 года по делу об административном правонарушении заведующая МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик", находящегося по адресу: г. Черепаново, ул. Заводская, дом N 24 - Иванова Ю.Г. была привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Иванова Ю.Г. обжаловала его в Черепановский районный суд Новосибирской области в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Судьей районного суда постановленоуказанное выше решение, с которым не согласилась Иванова Ю.Г.
В жалобе просит решение судьи и постановление должностного лица отменить.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение судьи и постановление должностного лица вынесены с нарушением норм материального права.
Основным обстоятельством вменяемого нарушения послужило отсутствие договора на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации.
Автор жалобы указывает на то, что законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности не установлено каких-либо ограничений, связанных с регулированием договорных отношений между заказчиком и подрядчиком (при наличии у него лицензии и всей разрешительной документации на проведение данного вида работ) в части исполнения обязательств и сроков их исполнения при проведении регламентных работ по техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации. По согласованию сторон, для проведения регламентных работ по техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации муниципальные контракты могут заключаться как на длительные сроки (1 год и более), так и контракты с исполнением обязательств на более короткие сроки, в том числе в течение одного дня.
Отмечает, что согласно журнала регистрации работ по техническому обслуживанию установки пожарной сигнализации N 44/15, последняя проверка автоматической установки пожарной сигнализации в МДОУ детский сад N 10 "Колокольчик" осуществлялась ООО "ЦПМ" 09.03.2016 года, в соответствии с положениями пункта 61 Правил от 25 апреля 2012 года N 390.
Техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации с проведением всех необходимых регламентных работ в МДОУ детский сад N 10 "Колокольчик" в апреле 2016 года осуществлялось в соответствии с планом-графиком технического обслуживания пожарной сигнализации 13.04.2016 года фирмой ООО "Перун".
Полагает, что установление вины и признание законным постановления должностного лица от 19.05.2016 года N 0014 с указанием на отсутствие в период проведения проверки с 25.03.2016 года по 06.04.2016 года муниципального контракта на техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации в МДОУ детский сад N 10 "Колокольчик" является ошибочным, так как наличие или отсутствие контракта в период проведения проверки не является нарушением требований пожарной безопасности, предусматривающих административную ответственность по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав объяснения защитника Ивановой Ю.Г. - Хайдина А.С., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объективная сторона указанных правонарушений заключается в нарушении или невыполнении гражданином, должностным или юридическим лицом требований пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другими правовыми актами, нормативными документами по пожарной безопасности и содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно ст. 38 указанного федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п.1 Правил).
Пунктом 61 Правил от 25.04.2012 года N 390 для руководителей организации установлена обязанность с интервалом не реже 1 раза в квартал проводить проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) с оформлением соответствующего акта проверки.
В обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от 19.05.2016 года в вину должностного лица Ивановой Ю.Г. вменено, что 06.04.2016 года при проведении плановой проверки за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности в помещениях МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" по адресу Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Заводская, дом 24, выявлено нарушение в виде отсутствия договора на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации, что является нарушением пункта 63 Правил противопожарного режима в РФ.
Пунктом 63 Правил установлено, что р уководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждено совокупностью имеющихся в деле допустимых доказательств: в период с 25.03.2016 года по 06.04.2016 года проведена проверка МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" по адресу: г.Черепаново, ул.Заводская, дом N 24, на основании распоряжения главного государственного инспектора Черепановского и Маслянинского районов Новосибирской области по пожарному надзору Кудрявцева А.Ю.
Из материалов административного дела следует, что муниципальный контракт N 44/16-ТО на техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации был заключен между МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" в лице заведующей Ивановой Г.Ю. и ООО "Центр Пожарного мониторинга" в лице генерального директора Щербакова П.В. 1 января 2016 года.
На основании соглашения N 1 от 21.03.2016 г. договор N 44/16-ТО от 01.01.2016 г. "Об оказании услуг по техническому обслуживанию установки пожарной сигнализации" был расторгнут.
Муниципальный контракт N 36 на техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации был заключен между МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" в лице заведующей Ивановой Г.Ю. и ООО "Перун" в лице директора Худякова А.В. 13 апреля 2016 г.
В материалах дела также имеется лицензия N 54-Б/00346, выданная ООО "Перун" на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 12 апреля 2016 года.
В период проведения проверки с 25.03.2016 года по 06.04.2016 года муниципальный контракт на техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации в МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик", расположенном в г.Черепаново, по ул. Заводской, дом N 24, отсутствовал.
Однако, вменяемое нарушение должностным лицом Ивановой Ю.Г. пункта 63 Правил противопожарного режима в РФ выражается в необеспечении проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, такая обязанность п. 61 Правил установлена 1 раз в квартал, в соответствии с планом-графиком юридического лица - 1 раз в месяц.
При этом предшествующие проведению проверки сотрудником пожарного надзора регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту установки пожарной сигнализации имели место 9.03.2016 г. (силами лицензированной организации ООО "Центр Пожарного мониторинга") и 13.04.2016 г. (силами лицензированной организации ООО "Перун"), что следует из журнала регистрации работ по техническому обслуживанию установки пожарной сигнализации, периодичность проверок не нарушена.
Под требованиями пожарной безопасности в силу ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В рассматриваемом случае такими условиями будет являться обеспечение должностным лицом соблюдения норм по обслуживанию пожарной сигнализации в соответствии с регламентированными п. 61 Правил противопожарного режима в РФ сроками проведения технического обслуживания пожарной сигнализации, ежемесячных регламентных работ по техническому обслуживанию и обеспечению проверок работоспособности системы пожарной сигнализации и установленными в конкретной организации сроками согласно утвержденного плана-графика. На момент проведения проверки срок для проведения следующих регламентных работ по техническому обслуживанию сигнализации еще не наступил, должностным лицом организации было обеспечено заключение контракта с лицензированной организацией, следующие регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации проведены в установленные сроки.
Сами по себе действия руководителя МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" - Ивановой Ю.Г. по расторжению контракта с одной лицензированной организацией и заключение контракта с другой лицензированной организацией на выполнение работ по обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации в разумные сроки, не нарушая периодичности проведения необходимых технических работ не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что должностным лицом МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" Ивановой Ю.Г. не допущено нарушений, образующих объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Однако, поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Ивановой Ю.Г. к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, то производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р е ш и л:
Жалобу Ивановой Ю.Г. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Черепановского и Маслянинского районов Новосибирской области по пожарному надзору N 0014 от 19 мая 2016 г., решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 2 августа 2016 г., вынесенные в отношении заведующей МДОУ Детский сад N 10 "Колокольчик" Ивановой Ю.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Конева Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.