Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре В., рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Новосибирского отдела по надзору за энергосетями и энергосбережением Сибирского управления Ростехнадзора Лихотникова В.С. на постановление судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2016 года, которым СНТ "Бытовик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11КоАП РФ.
Заслушав должностное лицо, составившее протокол Лихотникова В.С., представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Ситникова А.И., защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Шматкова Н.К., судья
установил:
22 июля 2016 года государственным инспектором Новосибирского отдела по надзору за энергосетями и энергосбережением Сибирского управления Ростехнадзора Лихотниковым В.С. в отношении СНТ "Бытовик" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением должностного лица от 22 июля 2016 года материалы дела об административном правонарушении направлены в Советский районный суд г. Новосибирска для рассмотрения дела по существу.
Постановлением судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2016 года СНТ "Бытовик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, должностное лицо Управления Ростехнадзора Лихотников В.С. обратился в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с жалобой в Новосибирский областной суд, в которой просит постановление го районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2016 изменить в части назначенного наказания.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что судом, при назначении наказания не учтено, что правонарушение, совершенное СНТ "Бытовик" нарушает правоотношения в области соблюдения обязательных норм и правил по электроэнергетике.
В жалобе заявитель ссылается на то, что действия СНТ "Бытовик" создают угрозу жизни и здоровью населения. Замена на участке ВЛ, ранее имевшихся проводов, на изолированные не исключает угрозы, только снижает уровень опасности. Провода проходят над жилыми домами.
Кроме того, заявитель считает, что штраф не обеспечивает достижения цели административного наказания.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п.1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N6 назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V - в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.
П. 1.2.2 названных Правил содержит обязанности потребителя.
Согласно п. 1.8.1 указанной нормы у каждого потребителя должна быть техническая документация, в том числе утвержденная проектная документация.
В соответствии с п.2.3.8 на ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры.
Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже1 раза в год. Конкретные сроки в пределах, установленных настоящими Правилами, должны быть определены ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий эксплуатации. Кроме того, не реже 1 раза в год административно-технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту.
Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 лет и более, или на их участках, и на ВЛ, проходящих по зонам интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 5 лет; на остальных ВЛ (участках) напряжением 35 кВ и выше - не реже 1 раза в 10 лет.
На ВЛ 0,38 - 20 кВ верховые осмотры должны осуществляться при необходимости.
На основании п.2.3.17 Правил трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев.
Обрезку деревьев, растущих внепосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ.
Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.
Согласно п. 2.3.18 вышеуказанной нормы антикоррозионное покрытие неоцинкованных металлических опор и металлических элементов железобетонных и деревянных опор, а также стальных тросов и оттяжек проводов должно восстанавливаться по распоряжению ответственного за электрохозяйство Потребителя.
В соответствии с п. 2.5.217 Правил устройства электроустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 г. N187, расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.21.
Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
Допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м.
Административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 19.07.2016 по 22.07.2016 в ходе проведения административного расследования СНТ "Бытовик" выявлены нарушения правил устройства и эксплуатации электроустановок, а именно:
- не проводится техническое обслуживание электроустановок, в том числе ВЛ-10 кВ (п.1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей);
- заместитель ответственного за электрохозяйство не имеет соответствующую группу по электробезопасности (п.1.2.7 Правил);
- отсутствует утвержденная проектная документация на ВЛ-10 отпайка в сторону ТП-3239 (п.1.8.1 Правил);
- не проводятся профилактические испытания электроустановок, в том числе ВЛ-10 кВ (Приложение N3 Правил);
- не проводятся периодические осмотры ВЛ, в том числе ВЛ-10 кВ (п.2.3.8 Правил);
- не проводится своевременная расчистка трасс ВЛ от деревьев и кустарников, в том числе ВЛ-10 кВ (п.2.3.17 Правил);
- не восстанавливается антикоррозионное покрытие металлических элементов железобетонных опор, в том числе ВЛ-10 кВ (п.2.3.18 Правил);
- отпайка ВЛ-10 кВ от опоры на границе НСТ "Волга" до границы СНТ "Бытовик", проходящая по НСТ "Волга", проложена по садовым участкам и при возможном обрыве проводов, они упадут на один из участков, что может привести к попаданию под напряжение людей и животных, находящихся на участке, возгоранию садовых участков и построек, находящихся на них, причинение механического вреда здоровью людей и животных. На некоторых участках провода ВЛ-10 кВ почти касаются крыш домов, что при обрыве проводов может привести к возгоранию домов, в которых могут находится люди, попадание под напряжение металлических частей домов, что также опасно для жизни и здоровья людей и животных. Не соблюдена охранная зона ВЛ-10 кВ, принадлежащая СНТ "Бытовик" (п.2.5.217 Правил устройства электроустановок, Постановления Правительства РФ "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").
Разрешая настоящее дело, судья районного суда пришел к выводу, что действия СНТ "Бытовик" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что вина СНТ "Бытовик" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, подтверждается: Актом осмотра трассы ВЛ-10 кВ от 19.07.2016 г.; фототаблицей; Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 26.11.2013 г.; Приказом о назначении ответственными за эксплуатацию электрохозяйства СНТ "Бытовик" Ситникова А.И., Абрамчук А.А.; Протоколом об административном правонарушении N31-319/юл от 22.07.2016 г.; другими доказательствами.
Т.о. факт совершения административного правонарушения и виновность СНТ "Бытовик" подтверждены совокупностью доказательств, которым судом дана оценка на предмет относимости, допустимости и достоверности доказательств в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств, не нахожу.
При таких обстоятельствах, нахожу выводы судьи районного суда о нарушении СНТ "Бытовик" Правил устройства и эксплуатации электроустановок обоснованными, в связи с чем, действия СНТ "Бытовик" правильно квалифицированы судьей по статье 9.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о применении к СНТ "Бытовик" наказания в виде приостановления деятельности подлежит отклонению.
Доказательств необходимости применения такой меры как приостановление деятельности должностным лицом не представлено. Материалы дела не содержат сведений, в чем выражается непосредственная угроза жизни и здоровью населения.
Целью наказания, согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является предупреждение совершения нового правонарушения, как самим правонарушителем, так и иными лицами.
При назначении административного наказания суд учел, что наказание в виде административного приостановления деятельности является крайней мерой административной ответственности в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, в случае если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Таких оснований для применения крайней меры наказания судом не установлено.
Постановление о привлечении СНТ "Бытовик" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено СНТ "Бытовик" в соответствии с санкцией, установленной статьей 9.11 КоАП РФ, с учетом требований части 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В целом выводы судьи районного суда мотивированы, основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных доказательствах и не опровергаются доводами жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, статьей 30.1 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Советского районного суда г. Новосибирска от 15 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Новосибирского отдела по надзору за энергосетями и энергосбережением Сибирского управления Ростехнадзора Лихотникова В.С. - без удовлетворения.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7а-496-2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.