Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Сараевой Н.В.,
судей коллегии Бугаковой Ю.А., Дружинина О.В.,
при секретаре Красникове П.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Шаповалова Д.А. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 апреля 2016 года.
Заслушав дело по докладу судьи Сараевой Н.В., пояснения истца Шаповалова Д.А., представителя в/ч N и Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ Бабыкина В.Г., действующего на основании доверенностей от 01.08.2016 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаповалов Д. А. обратился в суд с иском к войсковой части N о признании права на обеспечение жильем, восстановлении в списке очередников, возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование требований истец указал, что проходил военную службу по контракту в должности "данные изъяты" в Центре специальной связи и информации Федеральной службы охраны в Российской Федерации, с дислокацией в г.Белогорске. На заседании жилищной комиссии центра от 05 августа 2014 года было принято решение ходатайствовать перед Центральной жилищной комиссией ФСО России о включении истца в списки очередников на улучшение жилищных условий. Решением Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны РФ от 19 сентября 2014 года истец с составом семьи ? человека был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по г.Белогорску. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, в соответствии с приказом начальника Центра от 07 октября 2014 года N истец был освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение начальника по указанным основаниям. 05 декабря 2014 года в связи с сокращением в ходе организационно-штатных мероприятий занимаемой истцом должности, он обратился с рапортом об увольнении с военной службы по указанному основанию и обеспечению жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г.Москве. Однако 23 декабря 2014 года истец был назначен на равнозначную воинскую должность "данные изъяты", с дислокацией в г.Благовещенске. В связи с увольнением 04 февраля 2015 года с военной службы в соответствии с п.п. "е" п.2 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в запас Вооруженных Сил РФ, и исключением из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части истец в этот же день (04 февраля 2015 года) вновь обратился в жилищную комиссию Центра с рапортом ходатайствовать перед Центральной жилищной комиссией ФСО России о предоставлении квартиры по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г.Москве, в удовлетворении которого решением жилищной комиссии Центра в Амурской области было отказано, с разъяснением права на получения жилого помещения по последнему месту военной службы или жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Между тем, решением жилищной комиссии ЦССИ ФСМО России в Амурской области от 03 июня 2015 года было отменено решение жилищной комиссии ходатайствовать о включении истца в списки очередников на улучшение жилищных условий на основании п.п.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительности, неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Ссылаясь на то, что на момент увольнения с военной службы выслуга лет составляла более 20 лет, право на жилье реализовано не было, что в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих" в отсутствии согласия истца является препятствием для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", восстановить в списках очередников Центра, нуждающихся в жилом помещении в порядке очередности, возложить на жилищную комиссию ЦССИ ФСО России в Амурской области обязанность ходатайствовать перед Центральной жилищной комиссией ФСО России о признании истца и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы в г.Благовещенске и предоставлении жилого помещения по последнему месту службы в г.Благовещенске, или о выделении субсидии на его приобретение.
Представитель ответчика иск не признал, в обоснование возражений пояснил, что право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства истец утратил, поскольку был уволен с военной службы в запас по основаниям, предусмотренным п.п. "е" п.2 ст. 51 ФЗ " О воинской обязанности и военной службе". Решение жилищной комиссии ходатайствовать о включении истца в списки очередников на улучшение жилищных условий было отменено, в связи с тем, что при его принятии размер учетной нормы был установлен неверно, фактически Шаповалов Д.А. и члены его семьи были обеспечены жилым помещением более установленной по г.Белогорску учетной нормы общей площади жилого помещения. Указанное решение жилищной комиссии истцом не оспаривалось. С рапортом о признании нуждающимся в жилом помещении в жилищные органы по последнему месту службы в г.Благовещенске истец не обращался. При этом, учитывая, что Шаповалов Д.А. более года не является военнослужащим, в настоящее время он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по последнему месту военной службы.
Решением Благовещенского городского суда от 28 апреля 2016 года Шаповалову Д.А. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Шаповалов Д.А. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска. Указывает, что при вынесении решения суд не дал оценку основаниям заявленных требований, установленных п.13 ст. 15 ФЗ " О статусе военнослужащих" о том, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В письменных возражениях представитель ответчика Бабыкин В.Г. указывает на несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает, что обжалуемое решение соответствует требованиям законности и обоснованности, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии истец на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ответчика в/ч N и Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ Бабыкин В.Г. возражал против доводов апелляционной жалобы, указал на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда, просил оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе и возражений относительно доводов апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 части 1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В силу части 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Вопросы обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями, порядок и условия реализации права на жилье, регламентированы в ст. 15 Федеральным законом от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с указанной нормой военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов ( п.14 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шаповалов Д.А., решением жилищной комиссии был принят на учет нуждающихся в жилом помещении по г.Белогорску с составом семьи ? человека в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее учетной нормы по Амурской области. 05 декабря 2014 года в связи с сокращением в ходе организационно-штатных мероприятий занимаемой Шаповаловым Д.А. воинской должности, он обратился с рапортами об увольнении с военной службы по указанному основанию и обеспечению жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г.Москве. 23 декабря 2014 года Шаповалова Д.А., подлежащий увольнению по вышеупомянутым основаниям, был назначен на равнозначную должность в Центр специальной связи и информации ФСО России в Амурской области, с дислокацией в г.Благовещенске. Приказом от 04 февраля 2015 о года Шаповалов Д.А. был уволен с военной службы на основании п.п. "е" п.2 ст. 51 ФЗ " О воинской обязанности и военной службе". 03 июня 2015 года было отменено решение жилищной комиссии ходатайствовать о включении истца в списки очередников на улучшение жилищных условий на основании п.п.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительности, неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Принимая решение и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции признал, что право истца и членов его семьи на обеспечение жилым помещением ответчиком нарушено не было. При этом, суд исходил из того, что Шаповалов Д.А. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, соответствующее решение жилищной комиссии военного органа не оспорено, предметом настоящего иска не является. Ссылки истца на положения п. 13 ст. 15 ФЗ " О статусе военнослужащих", в силу которых он не мог быть снят с учета нуждающихся в жилом помещении в отсутствии его согласия, суд первой инстанции отклонил, указав, что решение о включении истца в список лиц нуждающихся в жилом помещении являлось неправомерным.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит верными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что принимая решение, суд первой инстанции не дал оценку основаниям заявленных требований, не заслуживают внимания, поскольку опровергаются содержанием оспариваемого судебного акта.
Из анализа вышеупомянутых положений ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащие и члены его семьи обеспечиваются жилыми помещениями, при условии признания нуждающимися в жилом помещении: 1) по избранному месту при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более; 2) по месту военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более.
Принимая во внимание, что Шаповалов Д.А., имея продолжительность военной службы более 20 лет, был уволен с военной службы по основаниям, не предусмотренным п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", он и члены его семьи могли быть обеспечены жилым помещением по последнему месту службы в г.Благовещенске при условии признания нуждающимися в жилом помещении в г.Благовещенске.
Материалами дела подтверждается, что Шаповалов Д.А. был снят с учета лиц нуждающихся в жилом помещении в г.Белогорске, по основаниям, предусмотренным п.п.6 п.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с тем, что сведения, послужившие основанием для принятия его на учет, не соответствовали действительности, фактически Шаповалов Д.А. и члены его семьи были обеспечены жилым помещением более установленной учетной нормы общей площади жилого помещения по г.Белогорску. С рапортом о признании нуждающимся в жилом помещении по последнему месту службы в г.Благовещенске истец не обращался.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для признания нарушенным право истца на жилое помещение, не имеется.
Доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что ему никто не разъяснял право на обращение с рапортом по месту службы в г.Благовещенске, правового значения не имеют, и не могут служить основанием для иных выводов.
Положения п. 13 ст. 15 Федеральным законом от 27.05.1998 года N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих", на которые ссылается истец в обоснование заявленного иска, на спорные правоотношения не распространяются, поскольку регулируют вопросы обеспечения жилым помещениями военнослужащих, признанных в установленном порядке, нуждающимися в жилом помещении, к которым истец не относится.
С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского городского суда от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Шаповалова Д.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.