Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Школяр Л.Г.,
судей Шефер Л.В., Фоминой Е.А.,
при секретаре Климашевской Т.Г.,
с участием прокурора Кофман Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томск дело по апелляционным жалобам Ягшимуратова И. Р., администрации г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 16 мая 2016 года
по делу по иску Ягшимуратова И. Р. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора Кофман Е.Г., полагавшей решение подлежащим изменению, судебная коллегия
установила:
Ягшимуратов И.Р. обратился в суд с иском к администрации г. Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 50 кв.м, находящееся в границах муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В обоснование требований истец указал, что является инвалидом второй группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими лицами, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 и N 817 от 21.12.2004. Истец является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью /__/ кв.м, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: /__/. Заключением межведомственной комиссии администрации г. Томска N 716 от 06.04.2012 многоквартирный жилой дом по адресу: /__/, признан аварийным и подлежащим сносу. 21.12.2012 в указанном доме произошел пожар, дальнейшее проживание в нем стало невозможно. 22.10.2013 истцу было предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адресу: /__/. Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 02.12.2015 N 1281 истец включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма (учетный номер в списке N 2670), а также в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний (учетный номер в списке N 77), и список граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания (учетный номер в списке N 30), на основании п.3 и п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому администрация г. Томска не является надлежащим ответчиком, так как обязательство по предоставлению жилого помещения является расходным обязательством Российской Федерации, а не муниципального образования.
Обжалуемым решением (с учетом определения Советского районного суда г.Томска от 15.06.2016 об исправлении описки) на основании ст. 49-51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп.6 п.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, постановления Правительства от 21.12.2004 N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную площадь" ст. 39 Устава города Томска, п. 2 решения Думы города Томска от 02.02.2016 N136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" иск удовлетворен, на администрацию г.Томска возложена обязанность предоставить Ягшимуратову И.Р. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", общей площадью /__/ кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В апелляционной жалобе Ягшимуратов И.Р. просит решение суда изменить, исключить из мотивировочной части решения вывод суда о принадлежности истцу на праве собственности в настоящее время жилого помещения по адресу: /__/, площадью кв.м, обязать ответчика предоставить ему жилое помещение общей площадью не менее 50 кв. м. Указывает, что согласно выписке из ЕГРП от 17.03.2015 его право собственности на жилое помещение по адресу: /__/, прекращено 27.07.2005. В результате ошибочного вывода о наличии у истца жилого помещения судом неправильно произведен расчет площади предоставляемого истцу жилого помещения.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель администрации г.Томска Шильникова А.А. просит отменить решение суда и принять новое, так как полагает, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, в том числе, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. В решении отсутствует указание на нормативный акт, которым обязанность по социальной поддержке инвалидов, обеспечению их жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления. Считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на ст. 39 Устава Города Томска, как устанавливающую обязанность администрации г. Томска по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, поскольку положения данной статьи регулируют структуру администрации г. Томска. Указывает, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями, во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или ее субъекта. Кроме того, в случае исполнения администрацией г. Томска государственных полномочий, которые в установленном законом порядке не переданы муниципалитету, бюджету муниципального образования будут причинены убытки. Ссылаясь на ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указывает, что необходимо установить направлялось ли истцу требование о сносе аварийного дома, принималось ли органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, если собственники жилых помещений в этом доме в предоставленный им срок не выполнили требование о его сносе, а также согласны ли стороны на предоставление истцу другого жилого помещения взамен изымаемого. Считает, что поскольку истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м., истец вправе претендовать на жилое помещение общей площадью /__/ кв.м.
Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших о причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца первого части 1 и абзаца первого части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что Ягшимуратов И.Р. на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда от 22.10.2013 проживает в муниципальной квартире по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м., является инвалидом /__/ группы, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N378 от 16.06.2006, по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, также на дополнительную площадь в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими право на дополнительную площадь.
На основании распоряжения главы администрации Ленинского района г. Томска от 02.12.2015 N 1281 истец включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и в список граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, на основании п.3 и п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные выше обстоятельства установлены судом первой инстанции на основании представленных в дело доказательств, подробно приведенных в решении суда.
Специальное регулирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу ч.3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Применяя данные нормы материального закона, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска и возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить материальному истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение.
Не оспаривая по существу право Ягшимуратова И.Р. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, администрация г.Томска в апелляционной жалобы полагает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку решение вопросов социальной поддержки инвалидов, отнесенное к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления на территории Томской области не передано.
Рассмотрев данный довод, судебная коллегия находит его несостоятельным.
В соответствии с п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 ст.55, ст.60 и 61 Закона N131-ФЗ).
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
Вместе с тем, учитывая положения ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также положения ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности иска, заявленного Ягшимуратовым И.Р., и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма именно на администрацию г. Томска как орган местного самоуправления, осуществляющий соответствующие полномочия, принявшего истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Ссылка в решении суда на ст. 39 Устава города Томска как на законодательно закрепленную обязанность администрации г. Томска по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда приведена судом первой инстанции ошибочно. Указанная статья Устава устанавливает структуру (перечень органов) администрации Города Томска.
Полномочия администрации г. Томска указаны в ст. 40 Устава, в том числе, в пункте 1.11 ст. 40, согласно которому администрация г. Томска обеспечивает проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Допущенная судом неточность в нумерации правовой нормы не повлияла на существо принятого решения и его обоснованность.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционных жалоб о том, что судом первой инстанции неправильно произведен расчет минимальной площади жилого помещения, предоставляемого Ягшимуратову И.Р.
Из материалов дела видно, что судом норма предоставления Яшигмуратову И.Р. общей площади жилого помещения по договору социального найма определена из расчета 25 кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина, а также /__/ кв.м дополнительной площади. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого Яшигмуратову И.Р. по договору социального найма, уменьшена на площадь принадлежащей Яшигмуратову И.Р. жилой комнаты по адресу: /__/, в размере /__/ кв.м. Однако как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2015, право собственности Яшигмуратова И.Р. на указанную жилую комнату прекращено 27.07.2005 (л.д.11). Таким образом, общая площадь жилого помещения, предоставляемого Яшигмуратову И.Р. по договору социального найма, уменьшена судом на /__/ кв. м необоснованно.
Между тем из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2015 также следует, что Ягшимуратову И.Р. на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м.
Доказательства прекращения права собственности Ягшимуратова И.Р. на указанную квартиру в материалах дела отсутствуют. При наличии сведений о непригодности жилого помещения истца для проживания, нет данных о полном уничтожении квартиры истца.
Учитывая изложенное и исходя из положений ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, площадь данной квартиры должна учитываться при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого Ягшимуратову И.Р. по договору социального найма.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда и обязать администрацию г. Томска предоставить Ягшимуратову И.Р. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", общей площадью не менее /__/ кв. м ( /__/ кв.м + /__/ кв.м - /__/ кв.м, где 25 кв.м - норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, /__/ кв.м - дополнительная площадь, /__/ кв.м - площадь жилого помещения, находящегося в собственности Яшигмуратова И.Р.), отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 16 мая 2016 года изменить.
Обязать администрацию г. Томска предоставить Ягшимуратову И. Р. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования "Город Томск", общей площадью не менее /__/ кв. м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.