Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Шефер Л.В., Фоминой Е.А.,
при секретаре Кравченко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске по апелляционной жалобе представителя администрации Города Томска Виденко М.А. на решение Советского районного суда г.Томска от 21 июня 2016 года
гражданское дело по иску Барской Р. А. к администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Барской Р.А. и представителя Администрации Томской области Суханова А.В., судебная коллегия
установила:
Барская Р.А. обратилась в суд с иском к администрации Города Томска и Администрации Томской области, в котором просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормативами предоставления жилых помещений в г.Томске из расчета на одного человека площадью не менее 25 кв.м.
В обоснование требований указала, что решением УВД Администрации Томской области от 09.12.1996 она была признана реабилитированной на основании п. "в" ст.3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Постановлением администрации Ленинского района г.Томска от 30.06.1997 N 59ж она была включена в общий список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а постановлением администрации Ленинского района г.Томска от 24.11.1997 N 100ж - в льготный список реабилитированных граждан. Несмотря на то, что в льготной очереди она состоит уже более 18 лет, жильем она до сих пор не обеспечена.
Определением Советского районного суда г.Томска от 20.06.2016 принят отказ Барской Р.А. от исковых требований к Администрации Томской области, производство по делу в данной части прекращено. Администрация Томской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании истец Барская Р.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области Суханов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что право истца на получение жилого помещения по договору социального найма подлежит реализации в порядке очередности в соответствии со списком граждан, имеющих право на получение жилого помещения в льготном порядке.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации Города Томска.
Обжалуемым решением на основании ст.40, ч.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, ст.2, ч.1 ст.49, ст. 50, 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп.6 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.13, 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", п.5 ст.6, ч. 1 и 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.37, п. 1.6, 1.42-1.49 ст.39, п. 1.3 ст.52 Устава Города Томска, решения Думы Города Томска от 02.02.2016 N 136 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" исковые требования Барской Р.А. удовлетворены: на администрацию Города Томска возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, находящегося на территории муниципального образования "Город Томск", отвечающего санитарно-техническим нормам и правилам, в соответствии с нормой предоставления не менее 25 кв.м общей площади.
В апелляционной жалобе представитель администрации Города Томска Виденко М.А. просит решение Советского районного суда г.Томска от 21.06.2016 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что действующая редакция Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" не предусматривает право реабилитированных лиц на первоочередное получение жилого помещения. Кроме того, необходимо различать понятия "первоочередного" и "внеочередного" предоставления жилья. Действующее жилищное законодательство не предусматривает первоочередного порядка предоставления жилых помещений.
Отмечает, что орган местного самоуправления при принятии решения о предоставлении жилого помещения обязан учитывать интересы иных лиц, состоящих в очереди наряду с истцом Барской Р.А., поэтому решение суда затрагивает их права на первоочередное предоставление жилья в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Полагает, что судом первой инстанции неверно определен надлежащий ответчик, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом Томской области от 09.10.2006 N 220-ОЗ не предусмотрен порядок первоочередного предоставления жилья реабилитированным лицам. Предоставление жилого помещения в судебном порядке не учитывает обязанность Томской области по финансированию данной меры социальной поддержки.
В возражениях на апелляционную жалобу Барская Р.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Томской области Суханов А.В. выражает несогласие с доводом апеллянта о том, что судом первой инстанции неверно определен надлежащий ответчик.
В соответствии со ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя администрации Города Томска, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что П. признана реабилитированной на основании Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", что подтверждается справкой о реабилитации, выданной УВД администрации Томской области (л.д.7) и свидетельством N /__/ (л.д.8).
После заключения брака П. присвоена фамилия Барская Р.А., что следует из свидетельства о браке серии /__/ от 11.01.1973 (л.д.49).
Барская Р.А. проживает по адресу: /__/. Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатный жилой дом, общей площадью /__/ кв.м, жилой - /__/ кв.м.
Ответчиком не оспаривается, что Барская Р.А. относится к числу членов семьи реабилитированных лиц, а также детей реабилитированных, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Томскую область.
Постановлением Главы администрации N 100ж от 24.11.1997 Барская Р.А. включена в льготный список нуждающихся в улучшении жилищных условий под учетным номером 72 (л.д.5).
Согласно справке администрации Ленинского района г.Томска от 05.02.2016 N84/04 (л.д.6) Барская Р.А., /__/ года рождения, включена в общий список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в льготный список реабилитированных граждан в соответствии с п.7а Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области, утвержденных Решением исполнительного комитета Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 N59. По состоянию на 05.02.2016 учетный номер Барской Р.А. в общем списке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма 1462, в льготном списке реабилитированных граждан - 18 (л.д.6).
Барская Р.А., полагая, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия для этого достаточных правовых и фактических оснований.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей на момент постановки Барской Р.А. на учет) реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.
Согласно ст.13 данного закона в указанной редакции, признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Эти права распространяются также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения в ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" слова "имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья" заменены словами "принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации".
В ч.1 ст.153 вышеуказанного Федерального закона установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 153 этого же Федерального закона закреплено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
При изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенные нормы права свидетельствуют о том, что истец Барская Р.А. в соответствии с ранее действовавшим законодательством имеет право на первоочередное получение жилья.
В соответствии со ст.33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки Барской Р.А. на учет, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство разделяло понятия первоочередного предоставления жилого помещения и внеочередного.
В то же время действующее жилищное законодательство не содержит положений о предоставлении жилых помещений в первоочередном порядке.
Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В силу положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В системе изложенных правил базовым является тезис о недопустимости возложения какой-либо обязанности на лицо, без установления каких-либо нарушений с его стороны прав иных лиц.
Из материалов дела следует, что права Барской Р.А. на льготное предоставление жилого помещения в первоочередном порядке как реабилитированному лицу не нарушены, поскольку истец принята на льготный учет, что не оспаривается ответчиком.
Возложение судом обязанности на администрацию Города Томска предоставить Барской Р.А. жилое помещение без учета очередности истца в льготном списке, приведет к нарушению прав иных лиц, состоящих в льготной очереди на обеспечение жилым помещением ранее истца.
Поскольку Барской Р.А. в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не было представлено доказательств нарушения её жилищных прав со стороны ответчика, у суда не было оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения, учитывая, что истец Барская Р.А. уже состоит на учете граждан, нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в льготном списке реабилитированных граждан.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда о возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить Барской Р.А. жилое помещение по договору социального найма не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового - об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 21 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Барской Р. А. к администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.