Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу защитника Ляхновича Е.В. - Ч. на вступившие в законную силу решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 мая 2016 года, решение Калининградского областного суда от 23 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 ч.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора УГАДН по Калининградской области N от 6 марта 2016 года Ляхнович Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1500 рублей.
Решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 мая 2016 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.
Решением Калининградского областного суда от 23 июня 2016 года решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 мая 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 9 августа 2016 года, защитник просит состоявшиеся постановления отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование своих доводов указывает, что водитель Ляхнович Е.В. осуществлял грузоперевозку согласно имеющейся официальной информации о категории автомобильной дороги (II), рассчитанной на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось, и исходил из того, что весовые параметры транспортного средства соответствуют предельно допустимым нормативам, установленным Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272. Считает, что суд неправомерно взял за основу нормативные осевые нагрузки, приведенные в письме ФКУ "Севзапуправтодор" от 19 апреля 2016 года N 171, являющегося балансодержателем автодороги А-216 и пункта весового контроля, поскольку изложенные в нем данные противоречат правовым актам в сфере определения нормативных осевых нагрузок дорог. Вменяемое правонарушение зафиксировано в 2016 году, однако применена нормативная осевая нагрузка 10 тонн/ось, установленная ГОСТ 9314-59, утратившим силу в 1979 году. Административным органом не представлено доказательств обоснованности применения указанного показателя. Помимо этого настаивает на отсутствии вины Ляхновича Е.В., ссылаясь на то, что информирование участников дорожного движения об ограничении массы на ось транспортного средства путем установки соответствующих дорожных знаков собственником автодороги на данном участке трассы обеспечено не было.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 15 августа 2016 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении Ляхновича Е.В., которое поступило в Калининградский областной суд 18 августа 2016 года.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ дело в полном объеме, нахожу состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими оставлению без изменения.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - ПДД РФ) перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации) движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу п. 3 ч.1 ст. 29 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения").
В силу п. 5 Правил перевозок автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила перевозок), к числу тяжеловесного относится груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно Приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно Приложению N 2 к Правилам перевозок.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства тяжеловесным автотранспортным средством является любой грузовой автомобиль или автопоезд, осевые нагрузки которого превышают установленные требования и оказывают разрушающее воздействие на дорожную одежду и покрытие, что вызывает преждевременный износ автомобильных дорог и сокращение межремонтного срока службы дорожных одежд и покрытий.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ административно наказуемым признается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена приведенной нормой, выражается в совершении лицом действий (бездействия), нарушающих установленные ограничения в отношении движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Как установлено судом, водитель Ляхнович Е.В. 6 марта 2016 года в 16 часов 42 минут, управляя автомобилем марки Я., государственный номер N, с полуприцепом-прицепом, государственный номер N, принадлежащим перевозчику ООО " С." (далее - С.), осуществлял перевозку делимого груза (нефти) по маршруту г. Славск - поселок Зорино Гвардейского района Калининградской области по автодороге А-216 "Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой (км 0+200) с превышением максимально допустимой нагрузки на ось транспортного средства на 6,6%. Фактическая нагрузка на одиночную ось составила 10,66 тонн при максимально допустимой 10 тонн на ось.
Из материалов дела следует, что транспортное средство, которым управлял Ляхнович Е.В., относится к категории пятиосных. Допустимые осевые нагрузки для данного транспортного средства, согласно Приложению N 2 Правил перевозок, составляют: 1-я ось - 9,0 тонн, 2-я ось - 10,00 тонн, 3-я ось - 7,50 тонн, 4-я ось - 7,50 тонн, 5-я ось - 7,50 тонн.
Между тем, согласно акту N о превышении транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок от 6 марта 2016 года зафиксированы следующие фактические осевые нагрузки транспортного средства: 1-я ось - 6,78 тонн, 2-я ось - 10,66 тонн, 3-я ось - 5,84 тонн, 4-я ось - 6,02 тонн, 5-я ось - 6,00 тонн. Превышение на 2-ю ось составило 660 кг.
Взвешивание производилось системой дорожного контроля СДК.Ам-1-1-ВИ, сертификат N, заводской N, свидетельство о проверке N, действительно до 17 декабря 2016 года.
Таким образом, в результате весового контроля было установлено превышение допустимой осевой нагрузки автотранспортного средства, что послужило основанием для составления в отношении Ляхновича Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Факт управления Ляхновичем Е.В. транспортным средством с тяжеловесным грузом с превышением допустимой нагрузки на ось на величину более 2 но не более 10 процентов свидетельствует о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом N об административном правонарушении, составленным 6 марта 2016 года; актом N о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 6 марта 2016 года, копиями свидетельства о регистрации транспортного средства, водительского удовлетворения Ляхновича Е.В., путевым листом, товарно-транспортной накладной, протоколом N о задержании транспортного средства от 6 марта 2016 года, протоколом о прекращении задержания транспортного средства N от 6 марта 2016 года, иными материалами.
При проверке данного дела судебные инстанции, руководствуясь положениями Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, п. 23.5 ПДД РФ, Правил перевозок грузов правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Ляхновича Е.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о виновности последнего в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы, в которых защитник указывает на то, что Ляхновичем Е.В. были учтены положения действующих нормативов, устанавливающих допустимую осевую нагрузку для осуществления грузоперевозок по автодорогам II категории 11,5 тонн/ось, являются несостоятельными и не свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения.
Так, определение значения допустимой нагрузки на оси транспортного средства (Приложение N 2 к Правилам перевозок) осуществляется заинтересованным лицом, исходя из маршрута движения транспортного средства - в зависимости от значения нормативной (расчетной) нагрузки, под которую осуществлялось строительство/реконструкция автомобильных дорог.
Как верно указано судом, положения СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года N 233 (в редакции изменения N 5, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 30 июня 2003 года N 132), согласно которым нагрузку на одиночную, наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожной одежды для дорог II категории следует принимать 115 кН (11,5 тонн/ось), неприменимы к автомобильной дороге А-216, поскольку данные строительные нормы и правила устанавливают требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям (абз. 1 СНиП 2.05.02-85 в редакции изменения N 5).
Вместе с тем, согласно техпаспорту, составленному по состоянию на 1 января 1985 года, автомобильная дорога А-216 "Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой" была построена до ввода в действие указанных нормативов, с учетом требований СНиП II-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования" (дата введения - 1 июля 1973 года), согласно которому нормативную подвижную нагрузку для расчета прочности дорожных одежд и инженерных устройств, а также проверки устойчивости земляного полотна для дорог I-III категории следует принимать по ГОСТ 9314-59, исходя из условия пропуска автомобилей и автопоездов с весовыми параметрами автомобилей группы А, в соответствии с которым (с учетом изменений от 15 октября 1974 года) максимальная расчетная нагрузка на ось для автомобилей группы А составляет 10 тонн/ось, что подтверждается ответом директора филиала ФКУ "Севзапуправтодор" в г. Калининграде N 199 от 4 мая 2016 года на запрос суда.
Довод жалобы о принятии Ляхновичем Е.В. во внимание всей доступной официальной информации о категории автодороги А-216 также подлежит отклонению.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога А-216 "Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой" является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. Данная дорога закреплена за ФКУ "Севзапуправтодор" на праве оперативного управления.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2004 года N 374, Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог.
В силу п. 5.4 Положения к полномочиям Росавтодора отнесено определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами.
Сведения о нормативных (расчетных) нагрузках участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения Росавтодора, согласно которым расчетная нормативная нагрузка на ось автомобильной дороги А-216 "Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой" составляет 10 тонн/ось, содержатся в документе "Расчетные (нормативные) нагрузки" в открытом доступе на официальном сайте Росавтодора (www.rosavtodor.ru/89/174/175/179).
Кроме того, данная информация могла быть получена заинтересованными лицами посредством обращения с запросом в адрес балансодержателя автодороги ФКУ "Севзапуправтодор".
При таких обстоятельствах утверждение в жалобе о невиновности водителя в совершении вмененного правонарушения по основанию отсутствия на автомобильной дороге А-216 запрещающих знаков 3.11 и 3.12 об ограничении массы транспортного средства или массы, приходящейся на ось транспортного средства, и принятии Ляхновичем Е.В., осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза по заданию С., являющегося профессиональным перевозчиком грузов автотранспортными средствами, всех возможных мер для обеспечения соблюдения действующих правил по такой перевозке, следует признать несостоятельным
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления государственного инспектора УГАДН по Калининградской области и состоявшихся по делу судебных решений, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, исследованных доказательств, иное толкование законодательства и не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Ляхновича Е.В. к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 мая 2016 года, решение Калининградского областного суда от 23 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 ч.1 КоАП РФ, в отношении Ляхновича Е.В. оставить без изменения, жалобу защитника Ч. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.