Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.,
при секретаре Овсепян Л.Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. на не вступившее в законную силу решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 04 августа 2016 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области N от 28 марта 2016 года, жалоба Пфаненштиль Г.К. - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области С. о назначении административного наказания N от 28 марта 2016 года должностное лицо - директор МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8000 рублей.
Пфаненштиль Г.К. обратилась в суд с жалобой об отмене данного постановления по делу об административном правонарушении.
Судьёй Светлогорского городского суда Калининградской области по делу вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе Пфаненштиль Г.К., поданной в Калининградский областной суд её защитником Ч., ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы её податель указывает, что судом не дана надлежащая оценка действиям Пфаненштиль Г.К. по заключению договора на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда Полагает, что со стороны директора МУП "Спецремтранс" приняты все необходимые меры по проведению специальной оценки условий труда в МУП "Спецремтранс", незамедлительно после вступления в должность директора указанного предприятия, что указывает на отсутствие состава во вменяемом административном правонарушении.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица - директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, послужили обстоятельства, установленные в ходе проверки, проведённой Светлогорской межрайонной прокуратурой в деятельности МУП "Спецремтранс": по состоянию на 15 марта 2016 года, в нарушение действующего законодательства, специальная оценка условий труда на рабочем месте (до 01.01. 2014 г. - аттестация рабочих мест по условиям труда) в МУП "Спецремтранс, не проведена.
Заместителем Светлогорского межрайонного прокурора М., рассмотревшим материалы проверки соблюдения законодательства о труде в деятельности Муниципального унитарного предприятия "Спецремтранс", вынесено постановление от 15 марта 2016 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К.
Указанное постановление и прилагаемые к нему документы направлены для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию труда в Государственную инспекцию труда в Калининградской области.
Постановлением государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области С. (далее также - должностное лицо административного органа) от 23 марта 2016 года установлено, что Пфаненштиль Г.К., являясь директором МУП "Спецремтранс" совершила нарушение норм действующего законодательства, а именно: МУП "Спецремтранс", в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не проведена специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством оценки условий труда.
Судом первой инстанции оставившим постановление должностного лица административного органа без изменения, установлено, что Пфаненштиль Г.К., являясь директором МУП "Спецремтранс", осуществляя руководство его деятельностью, в нарушение требований статьи 212 ТК РФ, части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, не организовала и не провела специальную оценку условий труда на рабочем месте. При этом, как указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, факт совершения административного правонарушения и вина директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. в его совершении подтверждаются постановлением заместителя Светлогорского межрайонного прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15 марта 2016 года, постановлением о назначении административного наказания N от 28 марта 2016 года.
Вместе с тем, с таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Статьёй 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в целях сохранения преемственности в реализации процедуры оценки условий труда и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей установлены переходные положения.
В силу части 6 статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Административным органом и судом первой инстанции, как следует из постановления и решения, положения части 6 статьи 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не учтены. Из постановления и решения, иных материалов дела, не усматривается, что при рассмотрении настоящего дела был исследован вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием МУП "Спецремтранс" рабочие места, относящиеся к указанным в части 6 статьи 10 названного Федерального закона. Сведений о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных статьёй 17 указанного Федерального закона, должностным лицом административного органа и судом первой инстанции в рассматриваемом случае также не установлено.
В силу приведённого правового регулирования выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для настоящего дела, однако при его рассмотрении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях должностного лица - директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. состава вменяемого административного правонарушения сделаны при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.
Данный подход соответствует правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 09 августа 2016 года N 57-АД16-5, от 22 января 2016 года N 36-АД15-5 и от 22 декабря 2015 года N 91-АД15-5.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учётом изложенного, принятые по делу постановление государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области С. о назначении административного наказания N от 28 марта 2016 года и решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 04 августа 2016 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд
РЕШИЛ:
жалобу директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области С. о назначении административного наказания N от 28 марта 2016 года и решение судьи Светлогорского городского суда Калининградской области от 04 августа 2016 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора МУП "Спецремтранс" Пфаненштиль Г.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Калининградского
областного суда Г. В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.