Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Козиной Н.М.
Скрябиной С.В., Шушкевич О.В. Богдан О.А.
06 октября 2016 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 07 июня 2016 года по иску Вильданова М.Ф., АхметшинаА.М., Баимова И.М., Баимова В.М., Бетенева Е.Б., Ватутина А.А., Гайсина В.Н., Губарькова Л.А., Кашина С.В., Кулагина А.М., ЛисицинаА.А., Салихова Ф.З., Сафина Э.Г., Султанова М.Н., Юлдашева А.Г., Юлдашева Г.Г., Ямалиева Р.Р.к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности по выплате назначенной пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 (30%) и по перерасчету пенсии.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Земляницыной И.И., истцов Вильданова М.Ф., Ахметшина A.M., Салихова Ф.З., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Вильданов М.Ф., Ахметшин A.M., Баимов И.М., Баимов В.М., Бетенев Е.Б., Ватутин А.А., Гайсин В.Н., Губарьков Л.А., Кашин С.А., Кулагин A.M., Лисицин А.А., Салихов Ф.З., Сафин Э.Г., Султанов М.Н., Юлдашев А.Г., Юлдашев Г.Г., Ямалиев P.P., состоящие на пенсионном обеспечении в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области), как получатели пенсии за выслугу лет, обратились в суд с иском о возложении на ГУ МВД России по Челябинской области обязанности назначении и перерасчета пенсии с применением районного коэффициента 1,3 (30%).
В обоснование иска указали на то, что проходили службу в органах внутренних дел в УВД г. Озерск Челябинской области. При увольнении им пожизненно была назначена пенсия за выслугу лет, при исчислении которой применен районный коэффициент 1,15 (15%). В июне 2015 года истцы, являясь жителями ЗАТО г. Озерск Челябинской области, в адрес ответчика направили заявления о перерасчете пенсии с применением коэффициента 1,3 (30%), в удовлетворении которых ответчиком отказано со ссылкой, что они проживают в п. Метлино, где применяется районный коэффициент 1,15.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истцы Вильданов М.Ф. и Ахметшин A.M. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истцы Баимов И.М., Баимов В.М., Бетенев Е.Б., Ватутин А.А., Гайсин В.Н., Губарьков Л.А., Кашин С.А., Кулагин A.M., Лисицин А.А., Салихов Ф.З., Сафин Э.Г., Султанов М.Н., Юлдашев А.Г., Юлдашев Г.Г., Ямалиев P.P. в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области Киселева О.Е. против удовлетворения иска возражала, представила письменные возражения, в которых указала, что пенсия истцам начислена в соответствии с нормами действующего законодательства. Коэффициент 1,3 (30%), о применении которого просят истцы, установлен для лиц, проживающих в Челябинской области в г. Снежинск и г. Озерск. Истцы проживают в п. Метлино, который входит в территорию ЗАТО Озерск, но находится за пределами закрытого г. Озерска и за границами контролируемой зоны; ограничения, которые связаны с особым режимом безопасного функционирования, на жителей п. Метлино не распространяются. Являясь пенсионерами, не выполняя функции по непосредственному обслуживанию населения закрытого города в условиях режима ограничений, истцы не имеют права на применение для расчета пенсии районного коэффициента 1,3 (30%), о чем просят в иске. В случае удовлетворения требований истцов, перерасчет не может быть произведен за период, превышающий 12 месяцев со дня приобретения соответствующего права.
Судом возложена на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области обязанность по назначению и перерасчету пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 1,3 (30%) за период, равный 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом, в отношении истцов.
/
В апелляционной жалобе Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает на то, что суд не учел место проживания пенсионера и размер районного коэффициента, установленный в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, а не обстоятельство отнесения населенного пункта, в котором живут истцы, к ЗАТО по принципу административно-территориального деления. Ссылается на то, что истцы, прекратив службу в органах внутренних дел, связанную с охраной объектов ПО "Маяк", перестали осуществлять функции обслуживания населения и территории комбината, в связи с чем, утратили право на применение коэффициента к исчислению пенсии 30%. Считает, что в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года N 403\20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" к пенсиям истцов подлежит применению районный коэффициент 1,15 (15%), предусмотренный для жителей Челябинской области.
Истцы Баимов И.М., Баимов В.М., Бетенев Е.Б., Ватутин А.А., Гайсин В.Н., Губарьков Л.А., Кашин С.А., Кулагин A.M., Лисицин А.А., Сафин Э.Г., Султанов М.Н., Юлдашев А.Г., Юлдашев Г.Г., Ямалиев P.P., о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцы являются пенсионерами органов внутренних дел и фактически проживают в п. Метлино г. Озерска Челябинской области. В период прохождения службы денежное довольствие им выплачивалось с применением коэффициента 1,3, в связи с уходом в отставку пенсия за выслугу лет истцам назначена и выплачивается в ЦПО ГУ МВД России по Челябинской области с применением районного коэффициента 1,15.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года N 508 "Об утверждении перечня закрытых
административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов" поселок Метлино г. Озерска Челябинской области входит в перечень закрытых административно-территориальных образований; а на основании постановления Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС по вопросам труда и заработной платы от 21 ноября 1964 года N 544\32сс к заработной плате работников, непосредственно обслуживающих население закрытого города, устанавливается районный коэффициент в размере 1,3, в связи с чем требования истцов о начислении пенсии с учетом повышенного районного коэффициента признал обоснованными.
Судебная коллегия считает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС по вопросам труда и заработной платы от 21 ноября 1964 года N 544\32сс "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства, занятых обслуживанием предприятий и организаций Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР", изданного во исполнение постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года N 620, районные коэффициенты (1,3) установлены к заработной плате работников, непосредственно обслуживающих население закрытых городов, образованных в местах расположения закрытых городов и конкретных предприятий.
В соответствии с п. 1 вышеуказанного постановления от 21 ноября 1964 года N 544\32сс спорный коэффициент применяется только по подразделениям, находящимся в зоне закрытого города, в местах расположения предприятий и строительств Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР и Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР согласно приложению.
Согласно ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 ноября 1964 года N 544\32сс, при определении районного коэффициента, применяемого к размерам пенсий, необходимо учитывать место проживания пенсионера и районный коэффициент, установленный в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
На основании постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года N 403X20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР", жителям Челябинской области установлен районный коэффициент в размере 1,15.
Кроме того, согласно ответу Администрации Озерского городского округа Челябинской области N01-02-09/1468 от 13 сентября 2016 года, поступившему на запрос судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05 июля 2001 года N508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов" поселок Метлино расположен на территории закрытого административно-территориального образования Озерск Челябинской области.
Согласно приложению N3 к Закону Челябинской области от 28 октября 2004 года N 287-30 "О статусе и границах Озерского городского округа" поселок Метлино входит в состав Озерского городского округа.
К заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенным в поселке Метлино, применяется районный коэффициент в размере 1,15, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 года N403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР".
Постановлением Государственного комитета Советов Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21 ноября 1964 года N 544/32сс к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, охраны, торговли, общественного питания, местных органов государственного и хозяйственного управления и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население закрытого города, установлен районный коэффициент в размере 1,3.
Районный коэффициент в размере 1,3 применяется только по подразделениям, находящимся в зоне закрытого города.
К заработной плате работников предприятий, учреждений, организаций (их подразделений), находящихся вне зоны закрытого города, районный коэффициент в размере 1,3 не применяется.
Районный коэффициент в размере 1,3 применяется по месту фактической постоянной работы, независимо от местонахождения учреждения, предприятия, организации, в штате которой состоит работник, и независимо от места жительства работника.
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года N 3297-1 проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки, которые включают в себя повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости; меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
С учетом указанных положений законов и нормативных актов льготы и меры государственной поддержки направлены на компенсацию условий проживания работающего населения закрытого города в условиях особого режима обеспечения безопасности функционирования и охраны государственной тайны, в связи с непосредственной близостью предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, влекущих установление отдельных ограничений и запретов для проживающих и работающих в этих условиях граждан.
Таким образом, имеющим значение для разрешения по существу настоящего дела обстоятельством является место проживания пенсионера и размер районного коэффициента, установленный в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, а не обстоятельство отнесения населенного пункта, в котором живут истцы к ЗАТО по принципу административно-территориального деления.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске, поскольку суд удовлетворяя исковые требования, не учел, что истцы, являющиеся пенсионерами, проживают в п. Метлино, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты в размере 1,15 (15%), соответственно надбавки к пенсиям исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности - 1,15.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 07 июня 2016 года отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Вильданова М.Ф., АхметшинаА.М., Баимова И.М., Баимова В.М., Бетенева Е.Б., Ватутина А.А., Гайсина В.Н., Губарькова Л.А., Кашина С.В., Кулагина А.М., ЛисицинаА.А., Салихова Ф.З., Сафина Э.Г., Султанова М.Н., Юлдашева А.Г., Юлдашева Г.Г., Ямалиева Р.Р.к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности по выплате назначенной пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 (30%) и по перерасчету пенсии, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.