Судебная коллегия по гражданским дедам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Козиной. Н.М., Шушкевич О.В.,
Богдан О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 октября 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Кондратьевой Т.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Челябинска о признании незаконным, и отмене распоряжения о перерасчете размера пенсии в сторону уменьшения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске но уходу за ребенком в районах Крайнего Севера, о восааноклении повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Челябинска на решение Советского районного суда города Челябинска от 29 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной (СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснении представителя ответчика Черняевой Т.М., настаивавшей па удовлетворении апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Шестаковой Ю.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА;
Кондратьева. Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Челябинска (далее по тексту - УПФР) о признании незаконным и отмене распоряжения о перерасчете размера пенсии от 19 декабря 2014 года, о возложении обязанности включить в специальный стаж в целях установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком в районах Крайнего Севера (далее по тексту - РКС), о восстановлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что с 08 февраля 2004 года ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в РКС. При назначении пенсии учтен стаж работы в РКС, в том числе периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми, продолжительность стажа составила 17 лет 08 месяцев 10 дней, что явилось основанием для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии с 01 января 2008 года. Письмом от 31 декабря 2015 года ответчик уведомил ее о том, что действующими правилами включение отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж не предусмотрено, поэтому исключил из её стажа работы указанные периоды, что повлекло прекращение начисления с 01 февраля 2015 года повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии. Считает решение ответчика незаконным, и нарушающим её права.
Истец Кондратьева Т.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Её представитель Шестакова Ю.В., действующая на основании доверенности, на иске настаивала.
Представитель ответчика Черняева Т.М., действующая на основании доверенности, иск не признала, настаивала на законности и обоснованности решения, принятого УПФР.
Суд постановилрешение о частичном удовлетворении исковых требований Кондратьевой Т.В; признал незаконным распоряжение УПФР о перерасчёте размера пенсии истца от 19 декабря 2014 года, устанавливающее
Кондратьевой Т.В, с 01 февраля 2015 года пенсию по старости в размере *** коп., в том числе страховую пенсию ***коп., фиксированную выплату *** руб. Восстановил Кондратьевой Т.В. с 01 февраля 2015 года повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. В удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Кондратьевой Т.В. при назначении пенсии в стаж работы в РКС для определения права па пенсию были засчитаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, в части исчисления страхового и "северного" стажа, выработанного застрахованным лицом до 01 января 2002 года. При этом периоды отпусков по уходу за детьми, имевшие место до 06 октября 1992 года, включаемые в "северный" стаж при определении права на повышенное отношение заработков, должны быть исключены из "северного" стажа при определении права на установление базовых частей трудовой пенсии в повышенном размере. Таким образом, из стажа работы истицы в РКС были исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23 мая 1982 года по
24 марта 1983 года, с 24 марта 1983 года по 28 сентября 1983 года, с 15 июля 1990 года по 05 октября 1992 года, В результате чего стаж работы истца в РКС для определения права на установление повышенного фиксированного базового размера (в настоящее время - фиксированной выплаты к страховой пенсии) составил 14 лет 1 месяц 13 дней, что не дает оснований для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повы.1 енном размере.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явилась при надлежащем извещении. В соответствии со статьями 197 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без ее участия.
IПроверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллеги не находит оснований для ее удовлетворения.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для. воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39 часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств,
С 01 января 2008 года вступили в силу положения Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ (абзацы первый и второй подпункта "а" пункта 1 статьи 1), которые дополнили статью 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии но старости лицам, работавшим в РКС и местностях, приравненных к ним., при наличии одновременно двух условий: стажа, работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных, лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в пункте 7 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрел увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии гражданам, длительное время работавшим в РКС и приравненных к ним местностях. Такое правовое регулирование направлено па установление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения.
Таким образом, условием, для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в РКС 15 лет, независимо от места, жительства и
возраста гражданина.
С 01 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления которого в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержит аналогичные положения, что и подпункты 4.2 и 7 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, Кондратьева Т.В., *** года рождения, является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 08 февраля 2004 года в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с работой в РКС.
На момент назначения пенсии Кондратьевой Т.В. были учтены в стаж работы в РКС для: определения права на пенсию периоды нахождения ее в отпусках по уходу за ребёнком с 23 мая 1982 года по 24 марта 1983 года, с 24 марта 1983 года по 28 сентября 1983 года, с 15 июля 1990 года по 05 октября 1992 года, в связи с чем продолжительность ее стажа в РКС составила 17 лет 08 месяцев 10 дней.
С 01 января 2008 года истцу при расчете пенсии был установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.
Решением ответчика от 19 декабря 2014 года с 01 февраля 2015 года Кондратьевой Т.В. повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии была прекращена.
Письмом ответчика от 11 декабря 2015 года ей разъяснено, что правовые основания для распространения положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П в части исчисления страхового и "северного" стажа, выработанного застрахованным лицом до 01 января 2002 года, по ранее действовавшим нормам пенсионного законодательства отсутствуют, поэтому из ее стажа работы в РКС исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в результате чего её стаж работы в РКС для определения права на установление повышенного фиксированного базового размера составил 14 лет 1 месяц 13 дней, что не дает оснований для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. С 01 февраля 2015 года размер ее пенсии приведен в соответствие с действующим, законодательством (л.д. 8).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись па правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, исходил из того, что ранее действовавшим законодательством до 06 октября 1992 года было предусмотрено включение периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком до полутора лег в специальный стаж, поэтому ответчик необоснованно исключил спорные периоды из специального стажа истца и произвел перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Из анализа формулировок, использованных законодателем в нормах статёй 14 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что условия для определения права на досрочное назначение пенсии по старости за работу в РКС идентичны условиям определения величины фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 17 и в пункте 6 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2014 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года.
И в том, и в другом случае определяющим условием для установления повышенных фиксированных базовых размеров страховой части трудовой пенсии (фиксированной выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2014 года N 400-ФЗ) является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в районах Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
Следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права пенсионера на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (повышение
фиксированной выплаты страховой пенсии).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября
1992 года N 3543 ... 1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о
труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком. С принятием указанного Закона, вступившего
в законную силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в специальный трудовой стаж.
Поскольку истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей, то такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться и при определении права на установление ей повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (повышение фиксированной выплаты
страховой пенсии).
Доводы апелляционной жалобы о том, что норма об установлении
повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости женщинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в РКС и имеющим страховой страж не менее 20 лет, впервые введена с 01 января 2008 года Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, в том числе имевший место до 06 октября 1992 года, не подлежит включению в стаж работы в РКС при установлении повышенного фиксированного базового размера за работу в указанных районах, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как указывалось выше, определяющим условием как для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в РКС, так и для определения величины фиксированного базового размера страховой части пенсии, является необходимая продолжительность страхового стажа и стажа в РКС, так называемого специального стажа. Поскольку периоды нахождения Кондратьевой 'Г.В. в отпусках по уходу за детьми с 23 мая 1982 года по 24 марта 1983 года, с 24 марта 1983 года по 28 сентября 1983 года, с 15 июля 1990 года по 05 октября 1992 года, включены в ее специальный стаж для назначения пенсии, то они подлежали включению и в стаж для определения величины фиксированного базового размера страховой части пенсии (в настоящее время страховой пенсии). Положений об ином порядке исчисления стажа законодательство о пенсионном обеспечении не содержит.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, отпуск по уходу за ребенком не включается в специальный стаж, не могут быть приняты во внимание, поскольку период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении суда. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.