судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Тельных Г.А., Малыка В.Н.
при секретаре Елисеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 21 июля 2016 года, которым постановлено:
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить Астафуровой Л.М. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Астафурова Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области о предоставлении жилого помещения. Свои требования обосновывала тем, что относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете на получение внеочередного жилья, однако, до сих пор им не обеспечена. Просила обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить ей на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Астафурова Л.М. и ее представитель - адвокат Андреева Т.В. заявленные требования поддержали.
Представители ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенностям Исакова М.В. и Тришина Д.И. возражали против удовлетворения иска, указывая на отсутствие у истца права на получение жилого помещения вне очереди.
Представитель ответчика Управления образования и науки Липецкой области по доверенности Дмитрова С.Е. полагала заявленные требования необоснованными.
Представитель администрации г. Липецка по доверенности Аверьянова Л.А. просила удовлетворить требования, ссылаясь на наличие у истца права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
Суд постановилрешение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционных жалобах ответчики Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и Управление образования и науки Липецкой области просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Выслушав представителей ответчиков Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области по доверенностям Исакову М.В. и Тришину Д.И., Савину Л.А. и Дмитрову С.Е., поддержавших доводы апелляционных жалоб, истца Астафурову Л.М. и ее представителя адвоката Андрееву Т.В., возражавших против апелляционных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб и поступившие возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 1 статьи 9.1 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области" исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляет лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, без учета членов их семьи на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования.
Исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства издает правовой акт о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, в соответствии со сводным списком и на основании представляемых указанными лицами обновленных документов (пункт 2 статьи 9.2 Закона).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Астафурова Л.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании постановления администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года N N истица принята на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи N человека, в том числе несовершеннолетняя дочь ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Приказом Управления образования и науки Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года N N установлен факт невозможности проживания Астафуровой Л.М. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" в связи с несоответствием общей площади жилого помещения (9,6 кв.м.) приходящейся на одно лицо, с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по г. Липецку (13,5 кв.м.).
Согласно постановлению администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ года N N истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Астафурова Л.М. состоит в сводном списке для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденном Управлением образования и науки Липецкой области, под N N
С учетом вышеуказанных норм материального права, а также установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, суд пришел к правильному к выводу о том, что Астафурова Л.М. имеет право на обеспечение специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда независимо от даты принятия её на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца.
Доводы жалоб об ухудшении Астафуровой Л.М. своих жилищных условий путем заключения с дочерью договора дарения части доли, принадлежащей ей в праве собственности на квартиру N "адрес", были предметом рассмотрения суда первой инстанции и верно отвергнуты как несостоятельные.
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ года Астафурова Л.М. приобрела в собственность 127/543 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру, общей площадью 82,8 кв.м, в том числе жилой - 54,3 кв.м. По условиям договора приобретенная доля соответствовала жилой комнате площадью 12,7 кв.м. Общая площадь жилого помещения собственником которой стала истица составляла 19,3 кв.м. 17 июня 2015 года Астафурова Л.М. подарила часть доли (127/1086) несовершеннолетней дочери ФИО17 За каждой из них было зарегистрировано право собственности на 127/1086 долей. Таким образом, они обе были обеспечены общей площадью жилого помещения на 1 человека по 9,6 кв.м.
Коль скоро на момент заключения договора дарения части доли Астафурова Л.М. в установленном законом порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, являются необоснованными доводы жалоб о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий.
Не влечет отмены решения суда и довод жалобы о том, что администрация г. Липецка неправомерно включила истицу в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения, поскольку орган местного самоуправления действовал в соответствии с Законом Липецкой области от 06 июня 2007 года N 54-ОЗ.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в проверке, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены по существу правильного решения суда. Несогласие ответчиков с выводами суда само по себе не свидетельствует об их необоснованности.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение в соответствии с нормами материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 21 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Управления образования Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: Судья: Секретарь:
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.