судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Кедриной О.В. и Долговой Л.П.,
при секретаре Поповой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционное представление процессуального истца Грязинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 03 августа 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Грязинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о понуждении обеспечить прохождение муниципальными служащими диспансеризации, отказать".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Грязинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о понуждении обеспечить прохождение муниципальными служащими диспансеризации.
Заявленные требования обосновывал тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления муниципального района требований Федерального закона от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в 2014-2015 годах диспансеризация муниципальными служащими администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области не проводилась. Кроме того, в истекшем периоде 2016года указанная обязанность администрацией сельского поселения также не выполнена, что нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь и охрану здоровья. В связи с изложенным просил обязать администрацию сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в срок до 01.10.2016 года обеспечить прохождение муниципальными служащими диспансеризации.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области иск не признал, утверждая, что из четырех муниципальных служащих в 2015 году прошли диспансеризацию два человека, а в 2016 году один муниципальный служащий при поступлении на службу. Муниципальные служащие пройдут диспансеризацию в соответствии с графиком, утвержденным 10.05.2016 года.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Грязинский межрайонный прокурор просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав прокурора, поддержавшего апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно ст. 46 ФЗ от 21.11.201года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4).
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (п.6).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 2.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 "Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. N 984н, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с п. п. 5, 6 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно п. 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. Диспансеризация является как обязанностью муниципальных служащих, так и установленной Федеральным законом N 25-ФЗ гарантией.
Анализ приведенных выше положений законов позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по прохождению диспансеризации для государственных гражданских и муниципальных служащих установлена федеральным законодателем.
Из материалов дела усматривается, что в администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района имеется четыре единицы муниципальных служащих: глава администрации и три специалиста.
Согласно справке ответчика от 16.05.2016 года в 2014-2015 годах, а также за истекший период 2016 года муниципальные служащие не проходили диспансеризацию.
Таким образом, из материалов дела, а также пояснений представителя ответчика достоверно установлено, что диспансеризация муниципальных служащих администрации сельского поселения не проводилась, графики прохождения диспансеризации на 2014 и 2015 годы администрацией не утверждались, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся.
Вместе с тем, в материалах дела имеются заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению, выданные в марте 2015 года в соответствии с требованиями приведенного выше приказа Минздравсоцразвития от 14.12.2009года N984н, в отношении главы администрации ФИО8 и специалиста ФИО9 Также установлено, что глава администрации и специалист ФИО10 были приняты на работу в 2014году и обязаны были проходить медицинский осмотр при поступлении на работу. Один специалист в администрации сельского поселения ( ФИО11) принят на работу в 2016году и обязанность по прохождению диспансеризации не него не должна распространяться.
Представленным в материалы дела графиком прохождения диспансеризации муниципальными служащими администрации сельского поселения, утвержденным распоряжением N 7 от 10.05.2016 года, предусмотрено прохождение диспансеризации главой администрации и двумя специалистами на 2018 год, а диспансеризация третьего специалиста ФИО12 - на 2016год.
Разрешая дело по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности обеспечить прохождение муниципальными служащими диспансеризации, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения, исходил из анализа представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на администрацию сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области обязанности по организации диспансеризации муниципальных служащих.
Учитывая период нахождения на службе муниципальных служащих и имеющиеся в отношении данных работников сведения о прохождении диспансеризации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии бесспорных доказательств, свидетельствующих о не исполнении ответчиком обязанностей, предусмотренных ст.13 ФЗ от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Порядка прохождения диспансеризации ... , утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 года N984н.
То обстоятельство, что предоставленный ответчиком график прохождения диспансеризации, утвержденный 10.05.2016 года, предусматривает прохождение диспансеризации, в том числе, и в 2018году, не свидетельствует о невозможности муниципальными служащими выполнения своей обязанности в текущем году, принимая при этом во внимание, что 2016 год на настоящий момент не истек.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств, сложившихся в отношении муниципальных служащих администрации сельского поселения Грязинского сельсовета Грязинского муниципального района Липецкой области, выявленные нарушения законодательства сами по себе не являются основанием для признания того, что ответчиком не проводятся мероприятия по организации диспансеризации, муниципальные служащие лишены возможности выполнить свою обязанность по прохождению диспансеризации, в результате чего нарушаются законные права и интересы граждан.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку правильных по существу выводов суда первой инстанции, основанных на доказательствах, получивших надлежащую правовую оценку в решении, постановленном в соответствии с требованиями статей 196, 198 ГПК РФ, не опровергают.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 03 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционное представление Грязинского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.