Судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н.,
судей Федосовой Н.Н., Долбнина А.И.,
при секретаре Бобылевой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке на решение Советского районного суда г.Липецка от 09 июня 2016 г., с учетом определения от 11 августа 2016 г. об исправлении описки, которым постановлено:
"Взыскать с Лапшина А.А., зарегистрированного по месту жительства по адресу: "адрес" недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2013 год:
по коду бюджетной классификации "данные изъяты" (страховые взносы на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд РФ) в сумме "данные изъяты" руб.;
по коду бюджетной классификации "данные изъяты" (страховые взносы на накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд РФ) "данные изъяты"
по коду бюджетной классификации "данные изъяты" (страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в сумме "данные изъяты" за 2014 год:
по коду бюджетной классификации "данные изъяты" (страховые взносы на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд РФ) в сумме "данные изъяты" коп;
по коду бюджетной классификации "данные изъяты" (страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в сумме "данные изъяты" за 2015 год:
по коду бюджетной классификации "данные изъяты" (страховые взносы на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд РФ) в сумме "данные изъяты" коп.;
по коду бюджетной классификации "данные изъяты" (страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в сумме "данные изъяты"
пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд РФ за период с 2013 по 2015 годы, в сумме "данные изъяты", из них по коду бюджетной классификации "данные изъяты" в сумме "данные изъяты"
пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд РФ за период с 2013 по 2015 годы, в сумме "данные изъяты"., из них по коду бюджетной классификации "данные изъяты" в сумме "данные изъяты"
пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, с 2013 по 2015 годы в сумме "данные изъяты"., из них: по коду бюджетной классификации "данные изъяты" в сумме "данные изъяты"
Взыскать с Лапшина А.А. государственную пошлину в доход бюджета г.Липецка в сумме "данные изъяты".".
Заслушав доклад судьи Долбнина А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке обратилось в суд с административным иском к Лапшину А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2010 - 2015 годы в сумме "данные изъяты" ссылаясь на то, что 20 октября 2015 г. ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом уплату страховых взносов за 2010 - 2015 годы не произвел, требования, направленные Пенсионным фондом в адрес административного ответчика, до настоящего времени не исполнены.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда в части отказа во взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2010 - 2012 годы, и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание административный истец Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке, представитель административного ответчика Лапшина А.А. по доверенности Алтабаева М.А. не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило, о причинах неявки в суд не сообщили.
Изучив материалы административного дела, выслушав административного ответчика Лапшина А.А., просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее - КАС РФ ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с частями 2, 8 статьи 16 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
Судом установлено, что административный ответчик Лапшин А.А. был зарегистрирован с 18 июня 2010 г. в качестве индивидуального предпринимателя, дата постановки на учет в ПФР - 19 июня 2015 г.
Поскольку Лапшин А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 20 октября 2015 г., суд пришел к правильному выводу о том, что в 2010 - 2015 годах он являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, однако, как следует из реестра поступления платежей от страхователя Лапшина А.А. за период с 01 января 2010 г.по06 октября 2015 г., за административным ответчиком имеется задолженность по платежам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в2010 - 2015 годах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 октября 2015 г. и 10 декабря 2015 г. ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке в адрес административного ответчика направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со сроком уплаты до 26 октября 2015 г.
Сведений об исполнении Лапшиным А.А. указанных требований в материалах дела не имеется.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в удовлетворении административного иска в части взыскания с Лапшиным А.А. недоимки по страховым взносам и пени за 2010 - 2012 года, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Аналогичные положения содержит и часть 2 статьи 21 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции из Межрайонной ИФНС России N6 по Липецкой области были истребованы данные о направлении налоговым органом в период с июня 2010 г. по март 2016 г. сведений в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также снятии с учета, Лапшина Аркадия Андреевича, 23 октября 1985 года рождения.
Согласно полученной из Межрайонной ИФНС России N6 по Липецкой области информации от 13 октября 2016 г., Лапшин А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18 июня 2010 г. Выгрузка во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, статистика) по данному индивидуальному предпринимателю осуществлялась 07 июля 2010 г., 31 марта 2011 г., 06 декабря 2012 г., 17 июня 2015 г., 16 июля 2015 г., 20 октября 2015 г., 16 декабря 2015 г., 18 декабря 2015 г. Лапшин А.А. прекратил предпринимательскую деятельность 20 октября 2015 г, о чем сформирована выгрузка во внебюджетные фонды 20 октября 2015 г.
Таким образом, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке располагал информацией о регистрации Лапшина А.А. в качестве индивидуального предпринимателя с 07 июля 2010 г.
Принимая расчет задолженности, представленный ГУ УПФР в г.Липецке, суд первой инстанции проверил его на соответствие нормам действующего законодательства, а также учел, что Лапшиным А.А. указанный расчет оспорен не был.
Проанализировав вышеназванные положения законодательства, а также части 2.3, 3 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, учитывая, что орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки с административного ответчика не обращался, и обращение последовало сразу в порядке искового производства, то установленный законодательством шестимесячный срок ими пропущен.
На основании изложенного, учитывая, что доказательств уважительности пропуска административным истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании с Лапшина А.А. недоимки по страховым взносам за 2010-2012 года не представлено, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в указанной части.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы административного истца основаны на несогласии с оценкой судом представленных по делу доказательств, а также на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Решение суда в части взыскания с административного ответчика недоимки и пени за 2013 - 2015 годы, сторонами не оспаривается, а судебная коллегия не выходит за рамки доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ, статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в сумме "данные изъяты"
Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к правоотношениям сторон. Оснований к отмене или изменению решения суда в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 09 июня 2016 г., с учетом определения от 11 августа 2016 г. об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.